Толкования на Иак. 3:14

Прп. Никодим Святогорец

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину

См. Толкование на Иак. 3:13

Блaж. Феофилакт Болгарский

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину

См. Толкование на Иак. 3:13

Магн Аврелий Кассиодор

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину

Не подобает настоящим верующим иметь горькую зависть, ибо таковая дана не сверху, но считают, что она от дьявольского коварства: ведь где зависть и сварливость, там нетерпимость и порок, которые божественный авторитет осуждает.

Обзор апостольских посланий.

Беда Достопочтенный

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину

Поэтому и здесь апостол хорошо добавляет: Ибо если вы имеете горькую ревность и соперничество (contentiones) в своих сердцах, то не хвалитесь. Апостол называет ревность горькой (zelum amarum), потому что есть ревность сладкая (zelus dulcis), от которой апостол Симон и получил имя за совершенство [своего] сердца. Эта ревность была и у Илии, когда он говорил: ревностью возревновал я о Господе Боге сил, ибо сыны Израиля оставили Завет Твой (3 Цар. 19:10). И апостол Павел говорит: ибо я ревную о вас ревностью Божьей (2 Кор. 11:2). Есть также и благое соперничество (bona contentio), которое Господь предписывает нам иметь, говоря: подвизайтесь (contendite) войти сквозь узкие врата (Лк. 13:24). Не хвалитесь, говорит апостол, и не лгите вопреки истине. Ибо Сама Истина ясно показывает, что недостойны похвалы те, кто, устами изрекая премудрые слова, носят в сердце горькую ревность и пристрастие к бесплодному соперничеству.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 14-16 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская

Имея в виду ниже (ст. 17) полно охарактеризовать истинную мудрость, Апостол здесь показывает, что не есть истинная мудрость. Признаками такой неистинной мудрости являются: горькая зависть или ревность в дурном смысле (ζη̃λος πικρός) и сварливость (ἐριθεία) - свойства, прямо противоположные «мудрой кротости» (ст. 13). Эта неистинная мудрость, являющаяся лишь пародиею на истинную мудрость, имеет и происхождение, прямо противоположное мудрости небесной. Ложная мудрость отнюдь не нисходит свыше от Бога (1:15); напротив, всецело земная, ἐπίγειος, исключительно принадлежит миру, враждебному Богу (4:4); не духовная, а душевная, ψυχική; не божественная, а бесовская, δαιμονιώδης (ст. 15). Такой характер и такое происхождение этой лжемудрости свидетельствуется ее плодами, каковы: «неустройство и все худое» (ст. 16), что абсолютно чуждо Бога, ибо Бог не есть Бог нестроения, но мира (1 Кор.14:33).

Толковая Библия.