Толкования на Иак. 3:15

Прп. Никодим Святогорец

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская

См. Толкование на Иак. 3:13

Блaж. Феофилакт Болгарский

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская

См. Толкование на Иак. 3:13

Беда Достопочтенный

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская

Павел говорит: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор. 2:14). Иаков по праву называет упрямую и горделивую мудрость земной, душевной и бесовской, поскольку, пока душа ищет земной славы, она остается отрезана от благодати Духа и от Бога. Такая душа естественным образом является частью павшего мира, и лукавый дух подталкивает ее к безумным и грешным поступкам.

О семи Кафолических посланиях.


Павел также говорит, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор. 2:14). Однако следует заметить, что [понятия] душевный человек (animalis homo) и душевная мудрость (animalis sapientia) происходят от [понятия] «душа», а не от [понятия] «животное» (non ab animali, sed ab anima derivatur). Апостол свидетельствует: первый человек, Адам, стал душой живущей, последний Адам – Духом Животворящим. Но не духовное прежде, а душевное (1 Кор. 15:45–46). Мнение о том, что наименование произошло от [понятия] «душа», подтверждается и греческим языком, в котором ψυχὴ – «душа», а ψυχικὸν – «душевное». Хотя в латинском языке слово «животные» образовано, очевидно, от [понятия] «душа», в греческом оно имеет совсем другую и непохожую этимологию. В нём «животные» называются так, потому что они живые. У греков ζωὴ – «жизнь», а ζῷα – «животные». Очень часто, именуя в своих посланиях человека «плотским», «душевным» и «духовным», апостол, тем не менее, употребляет последнее понятие либо по отношению к Самому Господу (ср. 1 Кор. 15:45–46), Который, явив Себя во плоти с душой, был исполнен Святого Духа, либо по отношению ко всякому избранному, который, по природе состоя из плоти и души, также принял, по мере дара Христова (Еф. 4:7), благодать Святого Духа, которой и просвещается. А «плотским» или «душевным» апостол именует человека, который, не имея духовной благодати, способен помышлять и делать исключительно то, что по природе присуще плотским или душевным чувствам. Справедливо говорится, что сварливая и горделивая мудрость – земная, душевная, бесовская. Ведь пока душа ищет земной славы, пока душа, чуждая духовной благодати, имеет помышления, свойственные её природе после грехопадения, до тех пор она, будучи закономерно обманута злобным духом, устремляется к совершению безумных и вредных поступков.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская

См. Толкование на Иак. 3:14