Толкования на Иак. 4:2

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 2-3 Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите; просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждевете[46]

Во всём в этом, говорит, страждете братья мои христиане, и не можете насладиться теми благами, которых желаете, потому что не просите их, чтобы дал вам Бог, Который имеет в руках Своих серебро и золото, и всякое благо, как написано «Мое сребро и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2:8), но вы просите, чтобы иметь это самостоятельно, как властители с завистью, с убийствами, с враждами, и распрями. Но если и просите сие от Бога, опять не получаете, потому что если получите, то начнёте употреблять это для злых ваших хотений и пожеланий. И таким образом будете ради этого, подвержены ещё большим мукам. Господь же Всеблаг и Благоутробен Сый, не подаёт вам эти неподобающие прошения, которые просите, промышляя о вашем спасении, и скорбя, да не подпадёте мучениям. Потому что, Он дал вам такую заповедь, чтобы искали первее Царства Божия и правды его, а все сии земные блага, дадутся вам даром и без того чтобы просить их: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Матф. 6:33). И не только телесные блага, не даёт вам Бог, если даяние это приведёт к повреждению вашей души, но и премудрость и ведение, говорит святой Феофилакт, если просит кто, от Бога, для сластолюбия и гордости, то не получит, потому что, просит на зло и для своей погибели. Бог же не податель зла, и не причина погибели человека, но податель благ и причина человеческого спасения.


[46] Отмечаем, что это изречение «просите, и не приемлете, зане зле просите» приводит Ареопагит Дионисий, в восьмой и последней главе, церковной иерархии, что подтверждает подлинность сего послания божественного Иакова. Его же приводит и великое светило, Александрийский Кирилл: «Просите и не получаете, потому что зло просите, чтобы в удовольствиях ваших расточать». Для просящих вышней благодати не на совершение добродетели, но для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями Бог как бы замыкает Свое ухо и совсем ничего не подает, ибо как мог бы давать кому-либо то, что Он должен отвращать и отвергать ради присущей этому мерзости? Источник всякой сладости, как мог бы источать Он горькую воду?» (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, гл. 1).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и берете, и не имате, зане не просите. - Здесь убеждает через положение и отрицание. Впрочем, положение умолчано как неприличное. Неприличие в том, что подразумеваемое в положении составляет разжжение похоти, ибо похоть оканчивается исполнением чувственного удовольствия. Убийство и зависть, препирательство и вражда - не добрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде, ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. А мне кажется, что убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и возникает вражда против благочестия. Так и далее (ст. 4) назвал прелюбодеями и прелюбодейцами не тех, конечно, которые таковы на самом деле, но тех, которые грешат против Божественных заповедей, примешивая к ним свои вымыслы, ибо никто не стал бы терпеть учителя блудника, хотя бы сам был грязнее свиньи. Так и о убийствах и войнах говорит не о телесных, но о душевных.

Беда Достопочтенный

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите

Вы просите и не получаете потому, что просите плохо, чтобы употребить для вожделений ваших. Иаков уже говорил выше, что его собеседники не просят, но никогда не говорил, что они просят плохо, ведь просящий плохо на самом деле не просит ничего. Плохо просит тот, кто, пренебрегая Господними заповедями, требует от Него вечных благ; плохо просит и тот, кто, забыв о любви, только стремится получить наименьшие из небесных благ, и не ради поддержания слабости человеческого естества, но к еще большей распущенности.

О семи Кафолических посланиях.


Вы ссоритесь и воюете, говорит апостол, за временную славу, и не можете её получить из-за того, что не сочли нужным просить Господа даровать вам спасение. Если бы вы просили Его с благочестивым намерением, Он даровал бы вам всё необходимое и полезное для временной земной жизни, и небесные блага для вечного наслаждения.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите

Иаков располагает [желания и распри] в последовательности, возрастающей [в зависимости] от непотребства [деяния]. Ведь созерцаемое на своем месте через разжигание удовольствий становится непотребством. Или же похоть в совершении удовольствий совершает злое, а именно, убийство, и ревность, и брани, и войны. Поэтому и не достигают того, ради чего стараются. Надлежит же знать, что он говорит не о телесном убийстве и войне. Ведь это тяжелое [преступление], и так надлежит думать о разбойниках, а не о верующих в меру сил и приходящих к Господу. Но, как мне кажется, убийцами он называет тех, кто убивает свою душу дерзкими устремлениями, через которые происходит война против благочестия.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил).

Печальным, но неизбежным следствием настроения христиан - немиролюбивого и плотского является бездеятельность, бесплодность их молитвы: «если молитвы о земных благах не исполняются Богом, то причина этого не иная, как та, что молитвы в данном случае злые, так как блага испрашиваются не для того, для чего они должны бы испрашиваться: они испрашиваются с той злой целью, чтобы израсходовать, издержать (dapanan) их к удовлетворению своих похотей и страстей» (еп. Георгий). Такое настроение читателей послания свидетельствует об исключительной привязанности к миру с забвением о Боге, и потому Апостол далее (ст. 4 след.) обличает измену Богу со стороны читателей.