Толкования на Иак. 4:3

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой апостол Иаков: Просите, и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивете.

О молитве.

Прп. Никодим Святогорец

Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете

См. Толкование на Иак. 4:2

Блаж. Феофилакт Болгарский

Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете. - Так было с фарисеем, упоминаемым в Евангелии (Лк. 18, 10-14). Чем более перечислял он добродетели свои, тем более заграждал Божественный слух, и высокопарная речь была праздной в устах его и обратилась в пену, как бушующая волна. Но скажет иной: если истинно обещание Господа Иисуса, этого неложного Учителя, всякий просящий получает (Мф. 7, 8), то как же говорит это теперь настоящий апостол? Отвечаем. Для того кто приступает к молитве должным путем, упомянутое обещание истинно; он не обманется ни в чем просимом. А кто, удалившись от цели преданной молитвы, будет по видимости просить, но просить не так, как должно, тот на самом деле и не просит, а потому и не получит. Представь, например, что учитель грамматики обещает научить грамматическому знанию всякого, приходящего к нему, а пожелавший учиться будет приходить не так, как должно, и не будет напрягать себя к усвоению преподаваемого, почему окажется на деле несоответствие с обещанным. Ужели справедливо кто-нибудь припишет ложь в этом случае самому учителю? Таковой поступит неразумно, ибо желавший учиться приходит не так, как требовал учитель. Как же и чего нужно просить, скажет иной. Выслушай Самого Того, Кто дал вышеупомянутое обещание: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Очевидно, кто просит так и преимущественно этого, тот не обманется и в прочем, получение чего не отторгнет его от спасения. А кто просит вредного и пагубного, тому не станет подавать Тот, от Кого всякое даяние доброе (Иак. 1, 17). Даже и тот, кто просит знания Божественного или другого какого-нибудь дара духовного, но просит для своих вожделений, не получит, потому что просит худо и на погибель себе, а Бог не подает худого.

Блаж. Августин

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Итак, он намерен употребить во зло то, что хочет получить, и не получает именно потому, что Бог сострадателен.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Прп. Максим Исповедник

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Мзду за подвиги в добродетели составляют бесстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной. И потому ищущий их ради славы человеческой, а не ради того, что они добро суть, слышит от Писания; просите и не приемлете, зане зле просите.

Главы о любви.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Стало быть, иерарх Божий испрашивает Богом обещанное и Богом любимое, что обязательно будет даровано, и благолюбивому Богу показывая свое благообразное состояние, и присутствующим изъяснительно являя дары, которые ждут преподобных.

О небесной иерархии.

Дидим Слепец

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Когда Спаситель говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7), что также делает заслуживающим доверия его слова: всякий просящий получает (Мф 7:8), - то хочется исследовать, каким образом некоторые просящие не услышаны, когда просили о получении того, что хотели иметь. На это следует сказать, что тот, кто надлежащим образом приходит к испрашиваемому - включая и средства, связанные с достижением желаемого, - получает все, что он просил себе дать. Если же оказывается, что кто-то требует сверх содержания переданной просьбы, то не верится, что он просит только должное, и поэтому не получает того, о чем просит.

Краткое изложение.

Андрей Монах

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Некоторые, которые считают, что просят, не получают. Он предупреждает возражения противоречащих и дурно просящих ради суетных удовольствий. Но кто-нибудь скажет, что некоторые просящие божественного знания и восприятия добродетелей не воспринимают их. Надлежит же сказать им, что они удостоились воспринять блага, но так как они хвалятся ими, а радоваться похвалам - свойство любителей удовольствий, то посему им и не дается это.

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Плохо просят и те, кто, пребывая во грехе и ни в малейшей степени не отказываясь от него сами, бесстыдно умаляют Господа отпустить его им.

Гомилии на Евангелия.


Сказав, что они не просят, апостол теперь говорит, что они просят плохо. Кто плохо просит, тот, кажется, внутри себя уже ничего не просит. Плохо просит тот, кто, презирая повеления Господни, желает небесных благодеяний от Господа. Плохо просит также тот, кто, отказавшись от любви к небесному, старается получить только земные блага, но не для поддержания человеческой немощи, а чтобы истратить на своё разнузданное сластолюбие. Вот об этом и говорит апостол: чтобы истратить в своих вожделениях.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

См. Толкование на Иак. 4:2