Толкования на Иак. 4:8

Свт. Амвросий Медиоланский

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Ведь приближающийся [к людям] Бог не отталкивает тех, кто приближается к нему.

О молитве Иова и Лавида.

Прп. Никодим Святогорец

Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии

Приблизьтесь, говорит, о, христиане ближе к Богу, и конечно же приблизится и Бог к вам. Приближается же христианин к Богу, не устами и внешними движениями телесными, почитая Его и служа, но приближается к Нему человек сердцем и внутренним расположением своей души, любя Его всей своей силой, и храня всем своим произволением святые Его заповеди. Поэтому послушай как жалуется Бог на тех которые приближаются к нему лицемерно, одними только устами: «приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29:13). К тем же, которые приближаются к Богу, сердцем, конечно же и Бог приблизится к ним каким-то особенным способом, через Благодать Свою и помощь. Как и говорит через Иеремию «Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча» (Иер. 23:23). Много людей следует за Иисусом, много же и прикасается к Нему, так что Его теснят: «и по Нем идяху народи мнози и угнетаху Его» (Мк. 5:24), но Иисус говорил что к Нему прикоснулся, кто-то. Почему? Потому что, те, кто к Нему приближались, не приближались с верой и любовью. К Нему приблизилась и кровотчивая, но приблизилась с великой верой, с горячей любовью и со всем её расположением сердца и тотчас исцелилась от своего недуга. Однако Иисус говорил о ней: «кто прикоснуся ризам Моим? Аз бо чух силу изшедшую из Мене», видишь христианин, что может сделать истинное приближение к Богу?

Знай же, что двумя способами, христианин приближается к Богу, и Бог приближается к христианину: естественным и по произволению. Естественно приближается христианин к Богу, потому что, от Бога воспринимает бытие и жизнь и движение и промышление для существования и охранение и всё необходимое для своей природы. Подобным образом люди неверующие и еретики приближаются к Богу, принимая от него все естественные блага. Также и Бог приближается к христианам и ко всем людям естественно, так как по благости Своей дарует им бытие и жизнь и прочие для естества блага. Поэтому, некоторым образом все люди находятся в Боге и как бы всеобъемлются Им, поскольку по блаженному Павлу «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17:28). Приближается же христианин по свободному произволению к Богу, когда право и непоколебимо верует в истинного Бога и уповает на Него от всей души, и любит Его всей душой своей и всем сердцем своим. Соответственно этому способу, неверующие и еретики не приближаются к Богу, потому что не верят в Него православно и не любят Его, но более того, ещё и хулят. Приближается же и Бог, по этому способу к христианам, потому что верующих Ему и любящих, и Он взаимно любит и имеет их, как своих, и как друзей. Поэтому брат Божий, по второму способу здесь преклоняет христиан приблизиться к Богу, т.е. по свободному произволению, любя Его, и храня Его повеления. Почему же говорит, чтобы сперва христиане, приблизились к Богу, а затем, что Бог приблизится к ним? Потому что Бог всегда готов приблизиться через Благодать к христианам, однако ждёт, чтобы приблизились они. Однако, и то, чтобы приблизиться к Богу, и то, чтобы и восхотеть этого, принимают от Бога, поскольку Он подаёт и произволение, и действие, по апостолу. Итак, чтобы стать тебе христианин, своим, и другом Божиим, потщися возлюбить Его всем твоим сердцем и хранить Его заповеди, и сие творя, всегда будешь приближаться к Богу, как возвещает Осия «приближайся к Богу своему присно» (Ос. 12:6)[52].


[52] Говорит же и святой Василий толкуя «Близ Господь сокрушенных сердцем» 33-го псалма: «Господь ко всем приближается Своей благостью, но мы сами себя удаляем грехами. Ибо сказано: «Се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72:27). Почему о Моисее говорится, что он «приступал» к Богу (ср.: Исх. 24, 2), и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прп. Нил Синайский

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Сказано: «приближитеся Богу, и приближитеся вам» (Иак. 4:8). Поэтому прекрасно сердцем чистым и не оскверненным быть в единении с Богом. Если же не возможно это, по какой-либо лености и немощи душевной, то, по крайней мере, старайся воздыханиями, слезами и благою надеждою объять невидимые и превожделенные ноги Иисуса Христа, человеколюбивого Владыки Господа нашего. Потому что Царь всех Бог, как премилосердый, не отвращается от тех, которые устремлены к Нему и из глубины сердца воздыхают пред Ним, хотя бы обременены они были многими грехами; а, напротив того, принимает и очищает их, дарует им дарование сыноположения и с течением времени сотворяет делателями добродетелей.

Письма на разные темы. Диакону Феофрону.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Бог всегда готов принимать нас, как отец чад, в объятия любви Своей. Но мы сами, несчастные, бежим на страну далече от Отца Своего Небесного, претерпевая там, вдалеке от Него, все бедствия, какие необходимо должны постигнуть разумную тварь, оставившую Своего Творца, Источник духовного света, жизни и блаженства. Бежим мы от Него своим умом, который помышляет только о мире и о том, что в этом мире, об его суетных удовольствиях и о средствах к их снисканию и умножению; бежим от Него своим сердцем, которое привязывается к здешней жизни и ее благам, к людям, соединенным с нами узами крови или свойства, или к временным благодетелям, оказавшим какие-нибудь неважные благодеяния в жизни семейной или общественной; бежим от Него, наконец, своею волею, которая не любит исполнять закона Божия, а любит творить похоть мира и диавола. Приблизьтесь, приблизьтесь к Богу, и Он опять приблизится к вам со Своим миром, радостию и блаженством!

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

См. Толкование на Иак. 4:7

Беда Достопочтенный

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Приблизьтесь к Богу в смирении, ступая по Его следам, и Он к Вам приблизится и освободит вас от тоски. Мы далеки от Бога не расстоянием, но чувствами нашими. Ведь из живущих в одном и том же месте один стремится к добродетельной жизни, а другой предается порокам, и из них второй далек от Бога, а первый - близок Ему.

О семи Кафолических посланиях.


См. Толкование на Иак. 4:7

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Экумений

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Двоедушными и выше, и здесь он называет тех, кто не избирает жизнь по единому образцу, но водится и вращается в обманах человеческих. Ведь они не единообразны, как те, кто вселяется в дом Господом. А о том, что жизнь также называется душой, нас научает Иов словами: Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него (Иов. 2:4).

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

См. Толкование на Иак. 4:7