Толкования на Иак. 4:9

Свт. Иоанн Златоуст

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль

По совершении греха обращающийся к покаянию заслуживает не скорби, а блаженств в сонме праведных. Говори ты первый грехи твои, чтобы оправдаться. А если, сделав грех, не стыдится, то достоин сожаления, и не столько потому, что пал, сколько потому, что, упав, лежит. А если худо отсутствие покаяния в грехе, то какого наказания заслуживает превозношение грехами? Если превозносящийся добрыми делами нечист, то делающий это с грехами как может получить прощение?

Фрагменты.

Свт. Леандр Севильский

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль

Следовательно, избегай смеха как заблуждения, и смени временную радость на скорбь, так как станешь блаженным. Потому что скорбящие о Боге блаженны, и они утешатся.

О подготовке монахинь.

Прп. Никодим Святогорец

Постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь, да обратится, и радость в сетование

Поскольку брат Господень возвестил христианам, чтобы смирились и подчинились Богу, и воодушевил их, чтобы противостали дьяволу и приблизились к Богу добродетельной жизнью, теперь говорит им, чтобы очистили свои руки от прежних грехов. Грехи рук есть: хищения, любостяжания, воровство, убийства, постыдные приобретения и всё другое, чем оскверняет человек свои руки. Очищаются же руки от сих грехов, противоположными добродетелями, т.е. возвратом украденных вещей, возвратом похищенных и лихвой приобретённых, избеганием постыдных приобретений, и особенно милостыней бедным, как повелевает Бог, говоря: «ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим; отверзая да отверзеши руку твою ему» (Втор. 15:7-8). Говорит божественный Златоуст, что у многих христиан есть привычка мыть руки, перед тем как пойти в церковь[53], сия есть хорошая привычка, предпочтительнее однако, чтобы мыли они и очищали свои руки, не от телесной грязи, а от душевной, которая есть грехи, как уже выше было сказано. Поскольку же сердце есть начало и корень всех внешних действий, которые делаются руками, то последовательно говорит святой Иаков, чтобы очистили двоедушные, т.е. имеющие два мнения, двуличные, нерешительные христиане свои сердца. Потому что, по слову Господню «от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы; сия суть сквернящая человека» (Матф. 15:19), т.е. все эти, говорит, страсти исходящие из сердца, они оскверняют и делают нечистым всего человека. Способ же, которым очищается сердце человека, возвещает далее святой Иаков говоря, постраждите о, христиане, т.е. воспримите злострадание по произволению и изберите идти по узкому и тесному пути добродетелей, который вас введёт в жизнь вечную, как сказал Господь. Оставьте же широкий путь сластей и греха, который вас низвергнет в погибель. «Слезите и плачитеся»[54], поскольку слёзы, печаль по Богу и конечно же плачь, много помогают человеку очистить скверну сердца и воспринять прощение своих грехов. И поскольку слёзы черпаются из чистой живой воды, которая находится вокруг сердца, то потом сердца назвал их святой Августин. Слёзы сокрушения из сердца, сокрушают страсти и нечистоты сердечные, как говорит Фессалоникийский божественный Григорий «Вино же сие есть сокрушенное умиление, которое плачем сокрушает страсти» (слово к Ксении). Знай же, брат, что ещё, сердце подобно источнику, и как источник насколько часто исчерпывается, настолько чистую воду собирает, так и сердце насколько часто исчерпывается слезами, настолько сияет и становится ещё чище. Очищает же сердце наипаче, непрестанно в нём действуемая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя», с умеренной задержкой дыхания. Потому что, та теплота, которая рождается от действия святой молитвы, потребляет и растворяет нечистоты сердца[55].

Эти очистительные врачебные средства, употреблял и пророк Давид, чтобы найти прощение своих грехов и очистить сердце. Поэтому каясь в согрешениях, которые были сделаны, говорил «Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах» (Пс. 37:7). И ещё: «Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6:7). Иной же раз: «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38:4). Согрешивши один раз, он плакал всегда, и разогревалось от молитвы его сердце во все дни его жизни. Почти тому же учит, вместе с братом Господним и апостол Павел, когда говорит что время настоящей жизни коротко и незаметно, и что радующиеся должны быть как не радующиеся и имеющие жён как не имеющие. «Время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут… и радующиися, якоже не радующеся… и требующии мира сего, яко не требующе; преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7:29-31). Прибавляет же брат Божий, что смех христиан должен измениться в плачь, и радости в печаль, потому что мир сей, в котором они живут, и называется долиной плача, по Давиду (Пс. 83:6), так как это место изгнания, а не отечества. Не свойственно изгнанным христианам смеяться и радоваться. Свойственно же и подобающе, плакать и скорбеть, воспоминая какого сладчайшего отечества – Рая лишились, и на какое изгнание, в мир сей осуждены. Поэтому и Господь окаявает смеющихся сейчас, потому что восплачутся: «Горе вам смеющымся ныне; яко возрыдаете и восплачите» (Лк. 6:25). Ублажает же плачущих, потому что возрадуются: «Блажени плачущии ныне; яко возсмеетеся» (Там же 6:21), и Давид говорил, что кто сеет здесь слезами, там будет пожинать в радости: «Сеющии слезами, радостию пожнут» (Пс. 125:5)[56].


[53] Слова божественного Златоуста следующие: «Ведь мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца? Разве руки издают голос? Душа произносит слова; на нее взирает Бог; и когда она нечиста, ни к чему не служит чистота телесная. В самом деле, что пользы, если ты наружные руки умываешь, а внутренние оставляешь в нечистоте? Вот то-то и худо, и от того все идет у нас превратно, что мы, крайне заботясь о малом, пренебрегаем великим. Молиться с неумытыми руками — дело безразличное; а молиться с нечистою душою, это — величайшее из всех зол» (Толкование на Евангелие от Иоанна, беседа 73).

И ещё: «Поэтому, как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой руки души милостынею» (Беседа 3-я, о покаянии).

[54] Одно дело есть плач и другое слёзы. Плач есть скорбное размышление, или о своих грехах, или о суде Божием, или о мучениях, который расширяясь как некая тяжесть и скорбь в сердце кающегося в меру, делает его (кающегося), износящим стенания. Слёзы же есть результат и плод плача. Когда вышеупомянутое скорбное размышление, превышает определённую меру, и уязвляет сердце умилением по Богу, тогда делает кающегося, износящим и источающим слёзы из очей. Далеко должен быть от Христиан всякий смех, тем более страстный и громкий. Такой смех есть особенность безумного. Как сказал Екклесиаст: «якоже глас терния под котлом, тако смех безумных» (Еккл. 7:7), и Сирах: «Буй во смехе возносит глас свой» (Сир. 21:23). Сказал же и Богослов Григорий: «Для людей здравомыслящих достоин смеха, как вообще всякий смех, так ещё более смех блуднический» (Мысли писанные четверостишиями). И божественный Златоуст: «Настоящее время есть время печали и скорби, сокрушения и смирения, борьбы и подвигов; а ты смеёшся?» (Толкование на послание к Евреям, беседа 15). Излияние и радость сердца Христиан, должно доходить только до тихой улыбки, как сказал Сирах: «муж же разумный едва тихо осклабится» (Сир. 21:23), отсюда же взяв и Великий Василий говорит: «Душевную радость изъявить светлой улыбкой не противно, прилично, поскольку толико выражается написанное: «Сердцу веселящуся, лице цветет» (Притч. 15:13) (Правила пространно изложенные). Добавим же, что Сам Господь не смеялся никогда, но плакал четверицею. Подражай же ему брат, как Христов ученик.

[55] Отмечаем, что это изречение «очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии», божественный Иаков, берёт как нам кажется, у пророка Иеремии говорящего: «Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме, да спасешися; доколе будут в тебе помышления бед твоих» (Иер. 4:14), приводя это изречение божественный Златоуст говорит: «Омоем же себя (т.е. сердце) и мы, но не грязью, а водою чистою, - милостынею, а не лихоимством. (Толк. на Иоанна, беседа 73).

[56] Говорит же и Богослов Григорий, согласно с вышесказанным: «иногда бывает и печаль предпочтительнее радости, и сетование полезнее празднования, и достохвальные слёзы, лучше недоброго смеха» (Слово о любви к бедным).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль

См. Толкование на Иак. 4:7

Беда Достопочтенный

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль

Не любите, умоляет Иаков, обогащения и не радуйтесь веку сему, но вспоминайте о соделанных вами непотребствах и стремитесь скорее через нищету этой краткой жизни и преходящую печаль достичь небесной радости вечного царства, нежели через радость преходящего богатства, приобретенного неправедным трудом, оказаться лишенным вечного, заплатить за это богатство плачем и мучениями.

О семи Кафолических посланиях.


Апостол говорит: не имейте в веке сем любви к обогащению и веселию, но помните о совершённых вами преступлениях. Сделайте это поскорее! Чтобы через кратковременные скорби этой жизни, через преходящие нищету и рыдание вы достигли вечной радости Царства Небесного; чтобы в вечности вы не стали нищенствовать, плакать и терпеть мучения за то, что наслаждаетесь временным и неправедно приобретённым богатством.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

Всецелое нравственное исправление людей не может быть осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, и проч. (ст. 9). Но душу, корень или основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого одного может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к возвышению: смиритесь пред Господом, и вознесет вас (ст. 10), учит Апостол, согласно с Господом Иисусом Христом (Мф 23:12 Лк ХIV; Лк 18:14), «как из зерна, брошенного в землю, вырастает прекрасное растение, так из смирения, из смешения себя с прахом, вырастает чудное дерево христианских добродетелей. Это произрастение совершается при помощи благодати Божией (IV:6), почему и сказано: «и вознесет вы» (еп. Георгий).