Толкования на Иак. 4:12

Прп. Никодим Святогорец

Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити; ты же кто еси осуждаяй друга

Поскольку брат Божий показал, доведением до абсурда, до какого зла может дойти тот, кто осуждает своего брата, теперь устыждает его ещё больше, тем что говорит как бы учительно и даже догматически, что Един есть и Тот же Законоположник и Судья. Поскольку явно и известно, что тот, кто не дал закона другому, таковой не может быть и судьёй другому. Как может судить другого тот, кто не дал ему закона, тем более не преступившего закон? И это вещь абсурдная. Тот же, кто дал законы другим, ради их пользы и спасения, несомненно и есть их Судья. Ему же подобает их судить, или для воздаяния мзды соблюдшим Его законы, или для наказания преступивших их. Почему же ты, христианин, не будучи законопложником, становишься судьёй другого, и похищаешь достоинство Законоположника и Судии Бога? И ты, один из тех, для кого сделано законоположение, и который повинен суду и наказанию со всеми, осуждая же, всем этим делаешь себя преступником закона Божия. Словами, ты кто, который судишь другого, божественный Иаков, в вопросительном образе, преклоняет к уничижению и крайнему смирению, христианина, который презирает брата своего с большой гордостью или клевещет и осуждает тех, которые делают даже малейшие прегрешения, или безосновательно подозревает их, что согрешают, или что делают какие-то вещи, которые в их власти, не воспрепятствованные явно законом. Так и Павел говорит к христианам осуждавших тех, которые ели свиное мясо: «Ты кто еси судяй чуждему рабу?» (Рим. 14:4). Так и Господь сказал: «Не судите, да не судими будите; имже бо судом судите, судят вам; и нюже меру мерите, возмерится вам» (Матф. 7:1- 2). Этими словами учит Господь, по толкованию святого Митрофана, не то, чтобы вовсе не осуждать никакого греха или не обличать согрешающих явно, этого хотел бы каждый злодей, т.е. делать любое зло и не быть судимым и обличаемым от других, потому что и сам не осуждает и не обличает никого. Но Господь учит христиан, не обвинять быстро и с лёгкостью своих братьев, и не ожесточать своё сердце, так, чтобы творить клеветы и суетные суды против ближнего. Но лучше терпеть его прегреше- ния и носить, один другого бремя, чтобы таким образом исполнить закон Христов о любви, как говорит блаженный Павел: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого

См. Толкование на Иак. 4:11

Иларий Арелатский

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого

Хотя различны законы и много авторов, то есть Моисей, Илия и Иоанн Креститель, однако закон един, и един Законодатель - Бог.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого

Иаков указывает на неразумие человека, находящего радость в том, чтобы судить ближнего, и при этом забывающего о собственной слабости и шатком положении в этой преходящей жизни.

О семи Кафолических посланиях.


Апостол порицает безрассудство того, кто любит судить ближнего, забывая о собственной немощи и непостоянстве временной земной жизни. Ведь иногда, через изменение десницы Всевышнего (Пс. 76:11), те, которые судили ближнего, оказываются во власти того, кого они судили, а иногда они прежде него восхищаются от мира. Затем апостол порицает тех, кто, ничего не зная [о том, что произойдёт] в их жизни, мечтают о постоянной прибыли в будущем. Поэтому далее он говорит:

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого

См. Толкование на Иак. 4:11