Толкования на Иак. 5:1

Прп. Никодим Святогорец

Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютях скорбех ваших грядущих на вы

Ещё раз, здесь святой брат Божий, повторяет слово против богатых, и по видам, перечисляет их грехи сильнейшие употребляя для них обличения, по святому Митрофану. Чтобы хорошо уяснить, что богатые нуждаются в больших советах, чем бедные, и в частых наставлениях, чтобы оставили широкий путь сластей и богатства и славы, предпочли же узкий и прискорбный путь нищеты и добродетелей, который ходатайствует жизнь вечную. Истинно слово Господа, Который сказал «яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (Матф. 19:23). И сначала преклоняет, святой Иаков богатых, чтобы плакали и рыдали, по причине будущего мучения, которое они имеют принять. Затем же, он приводит по видам, причины, ходатайствующие им мучения. Святой же Феофилакт говорит, что здесь возвещает брат Божий, чтобы плакали и рыдали богатые, потому что, собирают богатство и оставляют его для истления, и не тратят его на убогих. Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его» (Еккл. 11:1), смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом[60].


[60] Почти то же толкование, делает и Богослов Григорий, на это изречение говоря: «Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения — встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб свой даже по воде (Еккл. 11:1); он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» (Надгробное слово к своему отцу).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы. - Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: поели хлеб твой на лице воды (Еккл. 11, 1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, - прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени.

Беда Достопочтенный

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас

Теперь, пока время благоприятно, пока день спасения (ср. 2 Кор. 6:2), говорит апостол, избегите будущего наказания, со слезами моля о прощении и творя милостыню!

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас

От обличения богатых и самонадеянных торговцев (IV:13-16) Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании (I, 5, 9, 10, 27; 2:2, сл., 4:1 сл.), принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных.

Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: ст. 1-3: возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и ст. 4-6 - характеристика поведения богачей, их преступлений, - как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу - «плачьте и рыдайте» (klausate ololuzonteV) - выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия (Ис 13:6; 14:6; 15:3). Апостол «заставляет богачей рыдать, т. е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе (I:10; IV:14), а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, ст. 7-9). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. Мф XXIV:30), но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.