Толкования на Иак. 5:5

Прп. Никодим Святогорец

Возвеселистеся на земли и насладистеся; упитасте сердца ваша аки в день заколения

И этот грех вы, говорит, делаете, богатые. То есть, собираете серебро, чтобы развлекаться и пировать на каждый день, изобретая со всяким искусством и мастерством, приготовление приправ для разнообразных и дорогостоящих блюд, и взращивая страсть ненасытности, так, что делаете своим богом, ваше чрево. Упитываете же самих себя до того, что становитесь как откормленные свиньи, которых откармливают люди, чтобы приготовить для заколения. Сих наслаждающихся укоряет и пророк Амос говоря: «ласкосердствующии на постелех своих, ядущии козлища от паств и телцы млеком питаемы от среды стад; плещущии ко гласу пищалей, аки стояща мнеша, а не яко бежаща; пиющии процеженное вино и первыми вонями мажущиися, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове» (Ам. 6:4-6). Потому-то и Павел корнем зол, назвал сребролюбие, так как, оно и до того, как будет собрано серебро, делает бесчисленное зло, когда же будет собрано, рождает через него услаждения, пьянства, пиры и все другие страсти, «корень бо всем злым сребролюбие есть» (1Тим. 6:10). Так и тот богатый, у которого случился хороший урожай, желая иметь богатые яства и пития говорил: «душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа; почивай, яждь, пий, веселися» (Лк. 12:19). Поэтому хорошо обличает божественный Златоуст, тех христиан, которые услаждаются яствами и пиршествами, говоря к ним: «Доколе нам предаваться изнеженности? Доколе лениться? Ещё ли не довольно жили мы в беспечности, в смехе, откладывая обращение со дня на день? Или опять всё останется по прежнему: и богатый стол, и пресыщение, и роскошь, и жадность к деньгам, и любостяжание, и охота строится? Но какой же будет конец? Смерть. Какой конец? Пыль и прах, гроб и черви. Итак начнём новую жизнь, сделаем землю небом, зажжём в себе огонь узкого пути» (беседа 43 на Матфея)[62]. Подобно же и светило Александрийское, Кирилл приводит это изречение: «возвеселистеся на земли, и насладистеся; упитасте сердца ваша аки в день заколния. Ибо таковы были руководители Иудеев, питаясь некоторым образом, как от тука и широкого пастбища плодоприношениями от народа, и как бы утучня- ясь почестями от всех, но как овны и волы пали они жалкие, под мечем Господним» (кн. 3, том 3, на Исаию «Меч Господень исполнися крове» (Ис. 34:6).


[62] И в другом месте святой Златоуст, своими поистине золотыми выражениями и искусным языком подробно перечисляет, то зло, которое рождает сласть, и для тела, и для души. Говорит же сей златословесный язык следующее: «Нет, человек, не тело ослепляет душу, а роскошь. Отчего же мы предаёмся роскоши? Не от того, что имеем тело, — нет, — а от злой воли. Тело требует пищи, а не роскоши; тело нуждается в том, чтобы его питали, а не в том, чтобы его обременяли и утучняли. Роскошь пагубна не только для души, но и для утучняемого тела. Из крепкого оно делается слабым, из твердого нетвердым, из здорового болезненным, из легкого тяжелым, из плотного изнеженным, из красивого безобразным, из благовонного зловонным, из чистого нечистым, из стройного расстроенным, из полезного бесполезным, из молодого старым, из сильного бессильным, из гибкого медленным и ленивым, из совершенного уродливым… Я слышал от врачей, что роскошь многим сильно препятствует даже достигнуть надлежащего роста; когда жизненная сила обременяется множеством яств и занимается их сварением, тогда то, чему надлежало бы обратиться в рост, тратится на сварение излишнего, Говорить ли еще о происходящих отсюда подаграх, распространяющихся по всему телу ревматизмах, других проистекающих отсюда болезнях и всякой нечистоте?… Потому и Павел сказал: «а сластолюбивая заживо умерла» (1Тим. 5:6). Отчего так? Оттого, что она носит, как гроб, тело свое, обремененное множеством зол. Если же тело подвергается такому повреждению, то что бывает с душой? Какого смятения, каких волн, какой бури исполняется она? Она делается неспособной ни к чему, не может легко ни говорить, ни слушать, ни хотеть, ни делать ничего должного» (Толкование на первое Послание к Коринфянам, беседа 39).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания

См. Толкование на Иак. 5:4

Беда Достопочтенный

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания

Отвергнув небесные радости, которых вы могли достигнуть через скорбь и милостыню, вы любите только плотские наслаждения, за которыми в будущем последуют такие голод и жажда, что тогда неоткуда будет взять [даже] одной капли воды, которая смогла бы остудить ваш пылающий язык (ср. Лк. 16:24). И в роскоши напитали сердца ваши. В роскоши напитали сердца те, кто, по словам Екклесиаста, не удерживают сердце ни от какого удовольствия и наслаждаются тем, что они накопили. Они считают это своей долей и сами пользуются трудами своими, нисколько не заботясь о том, чтобы напитать или утешить бедных (ср. Еккл. 2:10).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания

См. Толкование на Иак. 5:4