Толкования на Иак. 5:15

Прп. Никодим Святогорец

и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся[71] ему

Это апостольское учение, о чудо! даже до сегодняшнего дня, через дела, видимо и верно и истинно, по святому Митрофану, поскольку когда соберутся святые иереи и иерархи, и совершат священнолепное таинство Святого Елея, мы явно видим как многие больные изменяются на лучшее или совершенно освобождаются от своих недугов и исцеляются. Первое, потому что призывается имя Господне и Божественная Христова всесильная Благодать. Второе же, через помазание духовным елеем, и третье, через горячую с верою молитву, священных мужей. Итак, отсюда мы продвигаемся и исследуем, что истинно и то, что далее говорит великий брат Божий, т.е. что грехи, которые соделал болящий, простятся у Господа, молитвами Его святых иереев и архиереев. Потому что, если чувственное телесное здоровье, становится явно перед глазами, то сама собой разумеющаяся вещь, что чувственному здоровью тела, последует и умное здоровье души. Поскольку от явного и видимого, естественную особенность имеет познаваться и невидимое. Нам же, конечно, подобает веровать и исповедовать, что оставление грехов бывает над недужными, слушающими последование Святого Елея, и исцеляются в первую очередь их души, здоровье же телесное последует после. Потому что, если бы Бог духов и всякия плоти, не послушал бы Своих святых иереев, то и не исцелил бы тотчас, недужного. И если исцеляется видимое тело, то конечно исцеляется и невидимая душа. Поскольку же, душа большую имеет честь, и выше тела, то она первая и получает исцеления от Христа; как часто это бывает, что недуги последуют за грехами по слову Господню сказанному к расслабленному: «се, здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14), так и в обратном порядке, при прощении грехов, происходит и отъятие недугов. Если же, и не видим всех недужных, помазывающихся святым елеем, исцеляющимися, то это не должно соблазнять никого же, и быть причиною, чтобы клеветать на заповедь божественного Иакова, как, на ложную. Поскольку, и это достойно непостижимых судеб, божественной премудрости и непостигаемого промысла и правосудия Божия. И если бы все недужные, которые помазываются таинственным елеем, исцелялись, то никакой христианин не умирал бы, но пребывали бы в этой скорбной жизни, мучаясь, как не могущие разрешиться с телом. И сие не полезно было бы не только для них, но и не подобающе, для Божественного решения сказавшего «земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Теперь же, поскольку одни недужные исцеляются, другие же, умирают, то и Божественное решение совершается, и апостольская заповедь Божия брата остаётся верной и твёрдой и истинной.


[71] В других списках пишется: «отпустится». Если бы стояло единственное число: «аще грех сотоворил есть», то было бы правильно слово: «отпустится». Но так, как написано: «грехи» т.е. множественное число, то и должно стоять: «отпустятся». Отмечаем здесь, что Таинство Святого Елея, было установлено в начале, чтобы совершалось по преимуществу над недужными телом, по апостольскому установлению, чтобы подавать здравие телу. По апостольскому слову, которое добавляет здесь брат Божий, что в Таинстве Святого Елея, прощаются грехи, которые есть недуг души, наша Греческая Церковь совершает это Таинство и над здоровыми телом, но недугующими душой, чтобы простились им, эти недуги души.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-16 И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете; много бо может молитва праведного поспешествуема. - Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (Мк. 6, 13).

Беда Достопочтенный

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

Многие наказываются болезнью или даже смертью за грехи, совершённые в душе. Поэтому апостол, обращаясь к коринфянам, которые обычно недостойно принимали Тело Господне, говорит: От того многие из вас и немощны, и больны, и немало умирает (1 Кор. 11:30). Если же немощные, пребывающие в грехах, исповедают свои грехи пресвитерам Церкви, и от всего сердца постараются оставить грехи и исправиться, отпустятся они им. Ведь без обещания исправиться грехи не могут быть отпущены. Поэтому справедливо добавлено:

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему

См. Толкование на Иак. 5:14