Толкования на Ин. 2:16

Свт. Иоанн Златоуст

и продающым голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго

См. Толкование на Ин. 2:12

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

«Возмите сия отсюду: не творите дому Отца Моего дому купленаго». Повелевает как Владыка, руководствует к должному как Учитель и наказанием раскрывает преступления, уважением к этому не дозволяя оскорблять Наказывающего. Должно обратить внимание на то, что опять называет Бога Своим Отцем в исключительном смысле, как единственный по природе и истинно рожденный из Него. Если бы это было не так и Слово есть действительно сын вместе с нами как один из нас, то есть по усыновлению и только по желанию Отца; то чего же ради Он одному только Себе присвояет общее и всем принадлежащее достоинство, говоря так: «не делайте дом Отца Моего (домом торговли)», а не – дом Отца нашего? Ведь так бы следовало, кажется, сказать, если бы Он признавал и Себя одним из тех сынов (Божиих), кои суть таковы не по природе (а по благодати). Поскольку же Слово признает Себя не одним из сынов по благодати, но Сыном из сущности Бога и Отца, то полагает Себя вне других, называя Бога Своим Отцем. Призванным к сыновству и имеющим это достоинство по благодати приличествует взывать в молитвах: «Отче наш иже еси на небесех» (Мф. 6:9), а Тому, Кто есть Единый и Единственный от Единого Единородный (Сын), подобает называть Бога Своим Отцом.

Но, кроме вышеприведенного толкования, к этому повествованию можно применить и другое умозрение.

Заметь опять, что все домостроительство о нас выразил посредством двух предметов. С жителями Каны Галилеянами Христос и сопиршествует, и сожительствует, и Своими сотрапезниками делает призвавших Его и чрез то почтивших, также посредством знамений приносит им пользу и недостаток восполняет им к веселью, да и какого из благ щедро не подает им? Этим как посредством образа Он научает тому, что приимет к Себе жителей Галилеи, то есть язычников, как призванный к ним чрез их веру, и введет их в небесный храм, очевидно в церковь первородных (Евр. 12:23), и поместит их со святыми, ибо святые ученики совозлежали с пировавшими, – и будут они соучаствовать в божественном и духовном празднестве, как и Сам в одном месте говорит, что «мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком, и Иаковом» (Мф. 8:11), причем у них не будет недостатка в веселье, ибо «радость вечная над главою их» (Ис. 35:10). А неуверовавших иудеев изгонит из святых мест и поставит вне священной ограды святых. Но и приносящих жертвы не приимет, напротив – накажет и бичеванию подвергнет их, связанных цепями своих прегрешений (Притч. 5:22). Послушай, что говорит: «возмите сия отсюда». Это для того, чтобы ты разумел также и то, что древне сказано гласом пророка Исаии: «всесожжений овних и тука агнцев и крови юнцов и козлов не хощу, ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите: аще принесете семидал, всуе: кадило, мерзость ми есть: новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю: поста и праздности и праздников ваших ненавидит душа моя: бысте ми в сытость, ктому не стерплю грехов ваших» (Ис. 1:11–14). Вот на это-то образно и указует им, употребив бич из веревок, ибо бичи суть знамение наказания.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Прп. Исидор Пелусиот

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

На разумный твой вопрос необходимо дать ответ. Ибо сказано: глаголет во уши послушающим (Сир.25:12); и: имеяй уши слышати, да слышит (Мф.11:15). Не творите дому Отца Моего дому купли, - сказал Господь продающим голубей, подразумевая иереев, торгующих дарами Святого Духа (потому что в виде голубя явился Божественный Дух), и посмеваясь над продавцами Божественного. А сказанное: возмите сия отсюду, значит, что не нужно более кровей, бескровное дарую отпущение грехопадений, с сего времени хочу, чтобы умилостивляем был единый Дух. Закон плотский исполнен, да возобладает закон Духа, и да будет положено начало спасению.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

Научись из этого глубоко почитать каждый храм Божий: он – дом Божий. Какая ревность по доме Божием у Спасителя! Ученики Христовы не могли не припомнить при этом одного места из псалма, относящегося к Нему: ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68,10). Часто Спаситель выражал Свою ревность к достоянию Отца Своего Небесного. Например, Он сказал Матери Своей и Иосифу, искавшим Его: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2,49).

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

См. Толкование на Ин. 2:12

Евфимий Зигабен

И продающим голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца Моего дому купленаго

Домом торговли делают дом Божий и торгуют в нем голубями и те, которые продают священные должности, так как голубь служит образом благодати Святого Духа, явившегося в виде голубя. Они же оказываются богопродажными, продавая из-за постыдной корысти то, что принадлежит Богу. Слова: возмите сия отсюду указывают на отмену и оставление законного служения. Не только делом, но и словами Иисус Христос показывает, что Он не противник Божий. Конечно, Он назвал Бога Отцом по естеству, но иудеи подумали, что Он назвал по усыновлению, и потому не возмутились при этих словах; мало того, они даже не были раздражены и Его поступком, так как сама совесть обличала их и свидетельствовала, что Иисус Христос справедливо так поступил и сказал. Дом купленаго, вместо: дом торговли. В вышеупомянутой главе (13 ст.) Евангелия от Матфея говорится, что Иисус Христос сказал: вертеп разбойником; там же мы заметили, что Свою ревность и смелость против торгующих в храме Иисус Христос показал дважды, в начале евангельской проповеди и в конце: то, что произошло в начале описал Иоанн, а что в конце – Матфей.

Лопухин А.П.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли

Более мягко Христос отнесся к продавцам голубей, повелев им убрать клетки с птицами (ταῦτα – «сие», а не ταύτας – «сих» или голубей). Этих продавцов Он удостоил и разъяснения, почему Он выступил на защиту храма. Он сказал им: «дома Отца Моего не делайте домом торговли». Христос считает Себя обязанным вступиться за честь дома Своего Отца, очевидно, потому, что считает только Себя истинным Сыном Божиим, Сыном единственным, Kоторый и может распоряжаться в доме Отца.