Толкования на Ин. 3:10

Свт. Иоанн Златоуст

Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси

См. Толкование на Ин. 3:9

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

«Ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?» В лице одного Христос обличает всех, украшенных учительским званием и обладающих одним только голым знанием законодательства, но имеющих ум, исполненный невежества, и не могущих ничего разуметь из того, что им надлежит не только знать самим, но и учить других. И если таков наставник, то каковы же ученики, как скоро ученик не превышает учителя, по слову Спасителя: «несть ученик выше учителя» (Мф. 10:24). Поскольку же они были столь невежественны, то Христос уподобляет их «гробам побеленным» (Мф. 23:27), также и Павел справедливо сказал начальнику иудейскому: «бити тя имать Бог, стено повапленная» (Деян. 23:3).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь

Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой.

Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь

См. Толкование на Ин. 3:9

Евфимий Зигабен

Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси

Обличает его не в лукавстве, но в тупости и непонятливости. Ему, как учителю, следовало бы знать это из Писаний, так как книги иудейские содержат в себе образы духовного возрождения; например, переход через Чермное море, где море служило образом воды, а облако – образом Духа (сказание о Неемане прокаженном: как он омылся в Иордане, и возвратилось к нему тело его, как молодого отрока, и многие другие). В Писаниях этих были и пророчества; Давид, например, сказал: и возвестят правду Его людям рождшымся (родитися имущым), яже сотвори Господь (Пс. 21, 32); блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Пс. 31, 1); обновится яко орля юность твоя (Пс. 102, 5). Пророчества других по причине их множества мы теперь пройдем молчанием.

Лопухин А.П.

Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь

В тоне легкого упрека Христос говорит Никодиму, что ему-то как профессиональному учителю израильского народа, раввину (ср. стих 1) следовало бы знать, что в Ветхом Завете было сказано о самом процессе возрождения. Пророки немало говорили об излиянии нового духа, о даровании людям новых сердец, о полноте Богопознания и о пробуждении в человеке склонности к исполнению воли Божией. Они же часто говорили, что обращение человека к Богу, призывание Бога есть необходимое условие для получения мессианского спасения.