Толкования на Ин. 3:23

Свт. Иоанн Златоуст

Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся

См. Толкование на Ин. 3:22

Свт. Кирилл Александрийский

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

См. Толкование на Ин. 03:22

Прп. Нил Синайский

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

Место, называемое Енон (Ин. 3:23), было за Иорданом. А Енон означает «око испытания», то есть пытливое, точное и пристальное рассматривание. Посему крещеные соделывались прозорливейшими. И Салим означает «восходящий сын». А Иордан на греческом язык значит «схождение». За схождением же следует восхождение крещаемых учениками Христовыми во имя Спасителя нашего Христа.

Письма на разные темы. Пресвитеру Евриклу.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

См. Толкование на Ин. 3:22

Евфимий Зигабен

Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся

Ст.23-24: Еномом и Салимом назывались какие-то места. Иоанн крестил до самого заключения своего в темницу, чтобы беспрерывно учить об Иисусе Христе и присылать к Нему крещеных, затем – чтобы не подумали, что он оставил по гневу или зависти, но чтобы видели, что он содействует ученикам Иисуса Христа и приводит к Нему крещеных, и, наконец, чтобы не возбуждать в своих учениках еще большей ревности… Если Иоанн столько раз проповедовал об Иисусе Христе, всегда отдавал Ему первенство и так унижал себя, все-таки не убедил их в том, что он предтеча Христов, то если бы он перестал даже крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа. Златоуст говорит: полагаю, что весьма скорая кончина его была допущена для того, чтобы все расположение народа было перенесено на Иисуса Христа и чтобы потом не разделились в мнениях о том и другом. Если кто-нибудь будет доискиваться, какое преимущество имело крещение учеников над крещением Иоанна, то мы скажем, что никакого: и то и другое одинаково не имело благодати Святого Духа, у того и другого была одна цель – приводить крещеных ко Христу.

Лопухин А.П.

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Kреститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (Лк.3:2), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн? «Близ Салима», – замечает евангелист. Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Kрестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Kоторый был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»). И сам спор учеников Иоанна о сравнительном достоинстве крещения Христа и Иоанна становится понятным только при том предположении, что Христос и Иоанн пребывали в то время в одной области, т. е. в Иудее (см. стих 25). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Kрестителя.