Толкования на Ин. 4:32

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 32-34 Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте. Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе Ему ясти; Глагола им Иисус: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его

Что же Христос? Аз, говорит, брашно имам ясти, егоже вы не весте. Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе Ему ясти? (ст. 32–33). Удивительно ли, что жена, услышав о воде, и воображала воду, когда вот и ученики то же самое испытывают и, не помышляя ничего духовного, еще недоумевают? Впрочем, они, сохраняя обычное уважение и почтение к Учителю, только между собою говорят, а Ему Самому не осмеливаются предложить вопроса. Так они поступают и в других случаях, желают спросить Христа, но не спрашивают. Что же Христос? Мое брашно есть, говорит, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его (ст. 34). Брашном Он называет здесь спасение людей, показывая тем, с какою любовию Он промышляет о нас. Как мы алчем пищи, так Он желает нашего спасения. Но послушай, как Он при всяком случае не вдруг все открывает, а сперва вводит слушателя в недоумение, чтобы он, начав исследовать сказанное и при этом недоумевая и затрудняясь, тем с большею готовностию принял искомое, когда оно уяснится для него, и тем более был возбужден к слушанию. Почему Он не тотчас сказал: мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего? Хотя и это было не ясно, все же яснее прежде сказанного. Но что Он говорит? Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте. Сначала, как я сказал, Он хочет сделать их чрез самое недоумение более внимательными и приучить их к тому, чтобы они выслушивали и иносказательные Его слова. В чем же состоит воля Отца? Это он высказывает и изъясняет впоследствии.

Свт. Кирилл Александрийский

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете

«Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте». Мудрый ответ составляет Спаситель из находящихся под рукою предметов. Говорит прикровенно как бы так: если бы вы знали тотчас предстоящее обращение самарян, то стали бы убеждать скорее обратиться к той пище (духовной), нежели к питанию тела. И отсюда также можно видеть, сколь великую любовь к людям имеет Божественная Природа, ибо как бы пищей и наслаждением считает для Себя обращение погибших ко спасению.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Свт. Николай Сербский

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете

См. Толкование на Ин. 4:31

Прп. Нил Синайский

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете

Господь наш Спаситель и Христос услаждается похвальными нашими делами, питаясь ими каждый день и ночь. «Аз брашно имам, – сказал Он Апостолам, – его же вы не весте» (Ин. 4:32) ныне, узнаете же после, давая разуметь ученикам Своим, что пища Его – спасение как тогда уверовавших жителей самарянского города, так и после сего многих тысяч язычников, обратившихся в христианство. Ибо и Исаия предвозвещает о Христе, что «масло и мед снесть» (Ис. 7:15) вначале создавший Адама, а впоследствии явившейся как младенец и как Человек, Христос Иисус, Бог неба, и земли, и всего видимого. Маслом и медом обозначает Пророк питательность, сладость, приятность для души прекраснейшего делания христиан.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете

См. Толкование на Ин. 4:31

Евфимий Зигабен

Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте

Он пищей называл спасение людей, а ученики, понимая это как о пище чувственной, недоумевали между собой, но не решались спросить Его. Тогда Он сам объясняет это слово.

Лопухин А.П.

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете

См. Толкование на Ин. 4:31