Толкования на Ин. 6:55

Свт. Иоанн Златоуст

Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Что значат эти Слова? Ими Он хочет или сказать то, что Плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так, чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его Тело.

Свт. Кирилл Александрийский

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

«Плоть бо Моя истинное есть брашно и Кровь Моя истинное есть питие». Противопоставляет опять подаянию манны таинственное благословение (хлеб) и струям из каменистых ущелий вкушение (питие из) чаши. О чем уже ранее сказал другими словами, это же опять и здесь говорит, разнообразно излагая одно и то же учение. Убеждает именно в том, что им не следует удивляться манне, а, напротив, принимать Его как хлеб с неба и подателя вечной жизни; «ибо отцы ваши», говорит, «ели манну в пустыне и умерли, сей же есть хлеб, с неба сходящий, дабы кто от него ест, и не умер» (Ин. 6:49–50). Пища из манны, говорит, на весьма малое время удовлетворив потребность тела и отвратив вред голода, снова становилась бессильною как не сообщавшая евшим вечной жизни. Следовательно, то не была «пища истинная» и хлеб с неба. Святое же тело Христово, питая к бессмертию и жизни вечной, есть «пища» действительно «истинная». Но те пили и воду из скалы – и что же отсюда (получали), говорит, и какая была польза пившим? Ведь они скончались. Следовательно, и то было питие не истинное, «истинное» же подлинно «питие» есть честная «Кровь» Христа, всецело до основания искореняющая тление и отталкивающая вселившуюся в человеческой плоти смерть, ибо это есть кровь не просто одного из обыкновенных смертных, но Самой Жизни по природе. Поэтому мы и телом и членами Христа называемся как принимающие в себя чрез благословение (Евхаристию) Самого Сына.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Свт. Григорий Нисский

Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Возлюбивший прекрасное, сам будет прекрасен; потому что благость Пребывающего в нем в себя претворяет приявшего ее. Посему-то всегда Сущий предлагает нам Себя в снедь, чтобы мы, прияв Его в себя, соделались тем же, что Он. Ибо говорит: Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55). Посему кто любит сию Плоть, тот не бывает другом собственной своей плоти, и кто с любовию расположен к сей Крови, тот соделается чистым от крови чувственной. Ибо Плоть Слова и Кровь, какая в этой Плоти, имеют в себе не один какой-либо благодатный дар, — но сладостны для вкушающих, желательны для вожделевающих, достолюбезны для любящих

Точное истолкование Екклесиаста Соломонова.

Прп. Нил Синайский

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

Божественные помышленья – это действительно вкушенье мяса, ибо сказано: «плоть Моя истинно есть брашно» (Ин. 6:55). Потому ты охотно причащайся всегда этой, как говорит Павел, «твердой пищи» (Евр. 5:14).

Письма на разные темы. Пресвитеру Тирвону.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

Господь ставит в сравнение Плоть и Кровь Свою с нашею пищею и питием! Как бесконечно далеко оставляют за собою Плоть и Кровь Христовы, как духовная пища и питье, – обыкновенную нашу пищу и питье и как по преимуществу Плоть и Кровь Господа заслуживают названия брашна и пива человеческого, или пищи и пития! Обыкновенные пища и питье насыщают только тела наши, и то ненадолго: мы в день несколько раз вкушаем; притом как бы кто ни утучнял себя пищею, непременно должен когда-нибудь помереть: обыкновенная пища не сильна для того, чтобы продлить жизнь человека навсегда; она дана только для временного питания и подкрепления нашего стихийного растительного состава, как соки, получаемые растениями из земли, только известное время питают их и поддерживают их жизнь, и растения от времени и влияния стихий наконец пропадают. Не таково брашно и не таково пиво, которые дает нам вкушать Сын Божий: ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную, как вечен Сам Он, и воскреснет в последний день для этой бесконечной жизни. Ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь в Нем пребывает, и Он в нем. Как послал Его живый Отец, и Он (Спаситель) живет Отца ради, то и ядущий Его, жить будет Его ради.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

См. Толкование на Ин. 6:52

Евфимий Зигабен

Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Истинно есть брашно, т.е. важнейшее, так как оно питает важнейшую часть человека – душу; равным образом и кровь. Или Иисус Христос сказал это, уверяя, что Он говорит не загадку или притчу.

Лопухин А.П.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

См. Толкование на Ин. 6:54