Толкования на Ин. 7:7

Свт. Иоанн Златоуст

не может мир ненавидети вас, Мене же ненавидит, яко Аз свидетелствую о нем, яко дела его зла суть

См. Толкование на Ин. 7:6

Свт. Кирилл Александрийский

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы

«Не может мир ненавидеть вас, Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть». Весьма милостиво обличает Спаситель братьев, еще и теперь имевших более мирское настроение и расположение, и дает как бы второй, искусно составленный, ответ, в котором показывает, что они не только не знают, кто есть Он по природе, но и еще столь далеки от любви к Нему, что предпочитают вести себя согласно с возлюбившими мирскую жизнь, а не добродетельную. И действительно, странно бы было, если Он со всеми другими беседовал о полезном, устраняя здесь всякую прикровенность, а считавшимся за братьев Его не сообщал бы в тем большей и высшей мере того, от чего они могли получать не малую пользу, имея уже возможность познавать Вождя премудрости.

Обычай был у Спасителя Христа: воспользовавшись иногда благовременным предлогом, Он составлял для слушателей длинные наставления. Итак, всегда, говорит, мило каждому сродное ему и сходство нрава удивительным образом приводит к дружбе: «мир вас не ненавидит», ибо вы еще мыслите мирское; «Меня же ненавидит», не находя приятным все то, за что обвиняется Мною в непристойности. Поэтому вы безопасно можете отправляться на этот праздник, а Я еще нет, ибо, придя, Я буду, конечно, сообщать и говорить полезное, но для сластолюбцев горько обличение и может воспламенить к гневу того, кто не допускает подобающего исправления.

Сообщает нечто полезное и нам Господь в этих словах, а именно: делать обличения надлежит не безрассудно и не на всякого (без различия) простирать порицательное наставление, но подобает знать написанное: «Не обличай злых, да не возненавидят тебя» (Притч. 9:8), когда ненависть нам не безвредна, но старайся говорить в уши внемлющих, по написанному (Сир. 25:12). Ведь мир грехолюбив, а Господь есть исправитель того, что не должно совершать. Исправление же часто подобает делать чрез обличение, ибо всячески указывать на грех значит порицать любящих его и обвинять зло значит упрекать имеющих его. Поэтому когда необходимость призывает учителя к обличению и цель врачевания заставляет обращаться к этому способу, а наставляемый против желания посредством обличений приходит в сильный гнев, тогда, конечно, должно возникать зло вследствие ненависти. Поэтому Спаситель говорит, что Его ненавидит мир как не могущий еще вмещать увещаний, соединенных с порицанием, когда это должно быть для пользы. Действительно, ум, преданный порочным удовольствиям, негодует всячески на слово, убеждающее его к должному исправлению. Это и высказывает Спаситель, не отрицая всецело путешествие Свое в Иерусалим и не отказываясь от обличений, которые могут оказаться полезными для грешников, но намереваясь в должное время вместе с прочим совершать и это.

Надо заметить, что нечто подобное Он говорит и ученикам Своим. Утешая их и научая их отнюдь не уклоняться от того, что должно случиться с ними, когда они будут проповедовать вселенной и ради этого подвергаться бесчисленным искушениям, «Если бы, – говорит, – вы были от мира, мир бы свое любил, – поскольку же не от мира вы, посему ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Миром называет здесь не видимую тварь, но помышляющих мирское, которыми не любящий подобного же считается жестоким, тяжелым и в качестве какого-то врага, – напротив, родным и другом (считается) тот, кто имеет одинаковые с ними пожелания и соединен с ними сходством постыдной жизни и нравов.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы

Когда не тронешь страстей человеческих или людей, живущих в похотях мира, тогда они спокойны в отношении к нам, а когда затронешь их, тогда начинают они реветь, пениться и подниматься на нас, как волны моря. Так нас не очень любит мир, потому что мы свидетельствуем, что дела его злы.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы

См. Толкование на Ин. 7:6

Евфимий Зигабен

Не может мир ненавидети вас

как своих друзей и единомышленников; поэтому вы и идете к нему. Миром называет здесь иудеев, думающих о мирском.

Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть

Мне же он враждебен, потому что Я показываю, что дела его злы; поэтому Я и не иду теперь к нему, чтобы быть убитым, а тогда пойду, когда настанет время. Этим Иисус Христос показывает, что иудеи особенно ненавидели Его за обличение, хотя сами они говорили, что ненавидят Его, потому что Он нарушает закон и противится Богу, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равен Ся творя Богу (Ин. 5, 18). Обрати только внимание на то, как кротко перенес Спаситель злоумышленный совет братьев. Но не так поступаем мы, а тотчас же сердимся, негодуем и всевозможными средствами мстим таким людям. Каким же образом мы будем учениками Его?

Лопухин А.П.

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы

См. Толкование на Ин. 7:6