Толкования на Ин. 8:29

Свт. Иоанн Златоуст

и пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю

См. Толкование на Ин. 8:28

Свт. Кирилл Александрийский

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

«И Пославый Мя со Мною есть, и не остави Мя Единаго (яко Аз угодная Ему творю всегда)». Ясно показывает здесь, что открывает волю Бога и Отца, Сам имея не другую какую-либо отличную от воли Отца, ибо Он есть живая и ипостасная Воля и Хотение Родившего Его, согласно сказанному одним из святых в книге псалмов: «В воле Твоей путеводишь Меня» (Пс. 72:24), и опять: «Господи, в хотении Твоем доставь красоте моей силу» (Пс. 24:8), то есть во Христе все добро для любящих Его, но как сообщающий для нашего ведения намерения и мысли Бога и Отца. Как наше внешнее и произносимое языком слово открывает находящиеся в глубине нашей души мысли и намерения, получая как бы некое научение и соответственно этому построяя речь, таким же образом мы должны благочестиво представлять, что и Сын, конечно превосходя приведенное сравнение, изрекает мысли и намерения Отца, так как Он есть и Слово и Премудрость Бога и Отца. И поскольку Оно не безыпостасно, как человеческое, но имеет сущность и жизнь как обладающий собственным существованием в Отце и с Отцом, то и говорит здесь, что Он не один, но что с Ним и Пославший Его. Когда же говорит: «со Мною», то выражает опять нечто благоприличное и таинственное. Не так, конечно, должны мы понимать эти изречения Его, что подобно тому, как с пророком каким-либо бывает Бог, защищающий его Своею силою и помогающий Своими внушениями или возбуждающий к пророчеству откровениями чрез Духа, так и с Ним (пребывает) Родивший. Но здесь Он употребляет это «со Мною» в другом смысле, а именно в том, что «Пославший Меня», то есть Бог и Отец, есть одной со Мною природы.

Таким же образом разумей и находящееся у пророка Исаии о Христе: «Узнайте, народы, и покоряйтеся, потому что с нами Бог» (Ис. 8:9–10). Слова эти, конечно, могут приличествовать и тем, которые возымели на Него надежду спасения. Однако ж и таковые говорят «с нами Бог» не потому, что, как, пожалуй, может подумать кто, Бог будет помощником и защитником, но потому, что «Он с нами», то есть из нас, ибо Слово Бога стало человеком, и этим все мы получили спасение, расторгли узы смерти и освободились от тления греха, как скоро низошло к нам и с нами явилось во образе Божием сущее Бог Слово. Поэтому как там (у пророка) разумеем выражение «с нами Бог» вместо «Слово, сущее от Бога и Отца, явилось в одной с нами природе», так и здесь, когда Христос говорит: «Пославший Меня со Мною есть и не оставил Меня одного», мы должны, сохраняя полное соответствие в рассуждениях, ясно видеть таинственное указание Его на то, что, как уже ранее сказано нами, Бог и Отец одной есть со Мною природы. «И не оставил Меня одного», ибо действительно было бы странно не иметь «Мне с Собою» Бога и Отца, от Которого Я родился.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.

Блж. Феофилакт Болгарский

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно

См. Толкование на Ин. 8:28

Евфимий Зигабен

И Пославый Мя со Мною есть

Чтобы мы не подумали, что Пославший больше Его, предупреждает такое предположение говоря: и Пославый Мя со Мною есть, как неотделимый. Послание свидетельствует о Домостроительстве Божием, а бытие вместе с Посланным – о взаимной их связи. Пресвятая Троица, равно наполняя всякое место, нераздельна.

Не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю

Если Иисус Христос сказал это как человек, то Он сказал, что Бог вездесущ, согласно с известным изречением: еда небо и землю не Аз наполняю (Иер. 23, 24)? Хотя Бог преимущественным образом находится, сказано там, в тех, которые достойны Его. Если же Он сказал это, как Бог, то сказал о нераздельности Пресвятой Троицы, в Которой есть различие Ипостасей, но Которая едина вследствие тождества существа и Божества. Аз угодная Ему всегда творю, или как повинующийся Ему по человечеству, или как равный Ему по Божеству и воле. А если угодная Ему всегда творю, то значит угодно Ему и исцеление приходящих в субботу. Понимай эти уничиженные речи, как сказанные с премудрой целью ради немощи иудеев, о чем выше мы уже говорили; они особенно привлекали народ, пример чего есть тут же. Смотри: см. Ин.8:30

Лопухин А.П.

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно

Несмотря на то, что врагам удастся умертвить Христа, Он выражает Свою твердую уверенность в том, что Отец постоянно пребывает с Ним как могущественный защитник.

«Отец не оставил Меня». Спаситель здесь говорит, что до сих пор враги Христа, несмотря на все свои старания, не смогли причинить существенного вреда Христу. Отсюда естественно сделать вывод о том, что в будущем, когда враги Христа умертвят Его, Бог все-таки не оставит Его.

«Ибо Я всегда делаю». Здесь указывается нравственное основание единения Христа с Богом, а не метафизическое (происхождение Логоса от Бога). Но и последнее здесь не исключается.

Толковая Библия.