Толкования на Ин. 8:43

Свт. Иоанн Златоуст

почто беседы Моея не разумеете; яко не можете слышати словесе Моего

См. Толкование на Ин. 8:41

Свт. Кирилл Александрийский

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

«Почто беседы Моея не разумеете? Яко не можете слышати слово Мое». Разумею обычай Спасителя Христа не дожидаться произнесенных языком слов от неверовавших Ему, но смотреть внутрь сердец и давать ответы на возникавшие еще в глубине сердца их размышления. Человек, не ведая мыслей другого, по необходимости должен ожидать произнесенного слова, а Бог не так. Когда Господь сказал иудеям, что Он пришел не от Себя, как это было обыкновенно у приходивших на пророчество по собственному желанию, а не от Божественного Духа, но послан от Бога, то опять они стали думать или рассуждать в себе самих или даже тихо друг другу шептали: многие пророки возвещали повеления Божии и сообщали нам речи от Духа, но мы не находим у них ничего такого, что есть в речах Этого, – вот, Он совершенно отклоняет от подзаконного служения, переводит к какому-то другому устройству и вводит у нас новый образ жизни, – поэтому очевидно, что слово Его несогласно и не сходствует с древними. Когда Он, как это естественно думать, узрел такие размышления в них, то, показывая, что Он есть Бог по природе, и зная сердечные намерения, воспринимает их и говорит: «Почему беседу Мою не разумеете? Потому что не можете слушать слово Мое». Знал, говорит, Я, что «не можете» понимать «Мою беседу» или учение. Но скажу вам причину этого и объясню, что препятствует тут. «Не можете Мое слышать слово», причем словом «не можете» обличает их бессилие в совершенном благе, по причине подвластности их своим страстям. Ведь преданность удовольствиям расслабляет ум и, необузданным влечением к пороку сообщая бессилие сердцу, делает его вялым и несмелым в совершении добродетели. Итак, наперед обессилев от порочных влечений и угнетаемые собственными страстями, говорит, «Мое слушать не можете слово», ибо «правы пути Господни, – по написанному, – и праведники пойдут по ним, а нечестивцы изнемогут в них» (Ос. 14:10). Родственное этому найдешь и в других словах (Господа) к фарисеям: «Как можете веровать, славу друг от друга принимая, а славы от единого Бога не ищете?» (Ин. 5:44). И здесь их невозможность веровать показывает добровольное бессилие их ума или уже наперед испорченную славолюбием душу. Истинным найдем также и сказанное Павлом: «Душевный же человек не принимает что от Духа Божия, ибо безумие для него (это) есть» (1Кор. 2:14). Итак, поелику были они душевны, то безумием считали (слова) Призывавшего их к спасению и Учившего пути превосходной жизни, прекрасно Направлявшего к благоугождению добролюбивому Богу, Которому всякая честь, слава, держава во веки веков, аминь.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

Когда люди не принимают христианской веры, смеются над ней и гонят ее, они сами выносят над собою приговор, как над людьми легкомысленными и ненаучными… Чтобы принять или по крайней мере понять ее, нужно отнестись к ней прежде всего строго научно, то есть безпристрастно, без предубеждений. И это внимательное отношение к христианской вере в ее чистом виде, то есть в православии, а не в извращении, как в католичестве, протестантстве, англиканстве, разных сектах и расколах, тоже именующих себя христианством, невольно внушит уважение к христианской вере. Она есть явление не обычное, а чрезвычайное в мире: не даром во всем мире начинается эра от Рождества Христова… А если еще ближе познакомится человек с православной верою полно, безпристрастно, то он уже станет к ней относиться с благоговением и даже страхом, и этот священный страх откроет пред ним новые светлые и прекрасные картины, и он с восторгом воскликнет: «О, бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисповедимы пути Его» (Рим. 11:33).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Феофилакт Болгарский

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

См. Толкование на Ин. 8:42

Евфимий Зигабен

Почто беседы Моея не разумеете

почему вы не понимаете того, что Я говорю? Затем указывает и причину непонимания этого.

Яко не можете слышати словесе Моего

(не можете значит здесь – не хотите), так как вы не хотите понимать Моего слова, т.е. возвышенного учения, вследствие низости своей души, обращенной долу и не понимающей ничего возвышенного. Так как они осмелились назвать своим отцом Бога, будучи недостойными родства даже с Авраамом, то Иисус Христос еще яснее порицает их, как неисцелимых, – что вполне соответствовало их бесстыдству, – сдерживая гордость и надменность людей честолюбивых.

Лопухин А.П.

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

См. Толкование на Ин. 8:41