Толкования на Ин. 9:29

Свт. Иоанн Златоуст

мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть

См. Толкование на Ин. 9:28

Свт. Кирилл Александрийский

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он

«Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть». Опять с самонадеянностию, имея своим оружием обычное и любезное им безумие и величаясь необузданным бесстыдством, возглашают это: «Мы знаем». А присоединяя, что «Моисею говорил Бог», они чрез это хотя признают долгом чтить Его, но в другом отношении опять оскорбляют Его и ни во что вменяют Его повеления. Они безрассудно осуждают Того, Кого еще не знают, и, даже узнав, нечестиво бесчестят, хотя закон всецело запрещает делать кому-либо или присуждать какую-либо неправду и беззаконие. Говорят здесь опять нечто такое: бесспорно, говорил с Моисеем Бог, никакое основание не заставит кого-либо сомневаться в этом, Он дал законы чрез него и положил заповеди для каждого действия, поэтому преступник Священных Писаний – думающий вопреки ему, и очевидно нарушен устав о субботе, ибо ты исцелен в субботу, – уличенного и виновного в этом справедливо подобает не знать, и мы вполне основательно утверждаем, что Он не соблюл Божественный закон. Итак, когда говорят о Христе: «Не знаем, откуда Он», то говорят это не потому, что не знают, Кто Он и откуда, ибо из другого места ясно оказываются признающимися, что знают о Нем, именно: «Не Сей ли есть плотников сын, Которого мы отца и мать знаем? Как же говорит, что с неба Я сошел?» (Мф. 13:55; Ин. 6:42). Не как указание на незнание мы должны принимать это «не знаем Сего, откуда Он», но видеть здесь плод присущей им надменности. Подвергая Его презрению и считая совсем за ничто, говорят о Нем такую речь.

Кажется, указывается здесь и еще вот что, ибо свойство созерцаний побуждает нас обращаться и к более тонкому исследованию: «знаем», сказано, «что Моисею говорил Бог», следовательно, мы должны без колебаний верить его словам и соблюдать Божественные постановления, – «Сего же не знаем», ибо с Ним не говорил Бог и ничего такого о Нем мы не признаем. Но надлежало фарисеям, хотя и привыкшим считать себя мудрецами и много хваставшимся знанием Божественных словес, подумать о том, что Бог и Отец, предвозвещая чрез премудрого Моисея о пришествии Иисуса в надлежащее время, говорит так: «Пророка восставлю им из братьев их, как тебя, и дам слово Мое в уста Его, и будет говорить им согласно тому, что заповедаю Ему, – и человек, который не станет слушать, что будет говорить Пророк Тот во имя Мое, Я взыщу с него» (Втор. 18:18–19). Всякий может сказать иудеям, со всею справедливостию укоряя их: О, умеющие только не верить! Если вы охотнее доверяете словам Моисея, так как ему говорил Бог, то разве не подобало делать это и по отношению ко Христу, Которого вы слышали громко и ясно высказавшим: «Слова, что Я говорю, не суть Мои, но Пославшего Меня Отца» (Ин. 14:24); и опять: «От Себя не говорю, но Пославший Меня Отец, Он Мне заповедь дал, что скажу и что буду говорить» (Ин. 12:49). Таким образом, слова фарисеев были только отговоркою и изобретением пустых рассуждений. Ведь если говорят, что потому именно подобает следовать Моисею, что с ним говорил Бог, то почему не думают так же и о Христе, хотя и Он ясно говорил только что приведенные нами слова? Но, с одной стороны, ценя закон и притворяясь считающими достойною почитания волю Бога, они, с другой стороны, еще хуже нарушают его, бесчестя тем, что не хотят принимать более соответствовавшую времени проповедь, которая состояла в возвещении о Христе как о пророке благодаря Его пришествию с плотию.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он

Говорили они это в то время, как стоял пред собором их, пред их очами исцеленный Господом слепой от рождения, когда они, так сказать, осязали чудо Господа, между тем как о давних чудесах Моисея знали только из повествования Священного Писания.

Аскетическая проповедь.

Свт. Николай Сербский

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он

См. Толкование на Ин. 9:28

Блж. Феофилакт Болгарский

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он

См. Толкование на Ин. 9:24

Евфимий Зигабен

Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть

откуда Он послан; но в различных местах Он говорил вам, кто свидетельствует о Нем именно – Иоанн, дела, которые Он творит, и Отец Его – Бог. Притом же, о Моисее вы слышите только, но не видите, а о делах Его вы не только слышите, но и видите их; а вы знаете, что глазам больше нужно верить, чем ушам.

Лопухин А.П.

Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он

См. Толкование на Ин. 9:28