Толкования на Ин. 13:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ведый Иисус, яко вся даде ему Отец в руце, и яко от Бога изыде и к Богу грядет

Здесь выражает свое удивление, что Тот, Кто так велик и так высок, Кто пришел от Бога и к Богу отходит, Кто все содержит в Своей власти, – что Он совершил это и, несмотря на все Свое величие, не возгнушался принять на Себя такое дело. Под преданием же, как мне кажется, он разумеет здесь спасение верных; и Христос, когда говорит: вся Мне предана суть Отцем Моим (Мф. 11, 27), – разумеет это же самое предание. Так точно Он и в другом месте говорит: Твои беша, и Мне их дал еси (Ин. 17, 6); и еще: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец привлечет его (6, 44); и: аще не будет дано ему с небесе (3, 27). Итак, или это выражает, или то, что умовение ног нисколько не могло унизить, так как Он пришел от Бога и идет к Богу, и все содержит. А когда ты слышишь: предание, то не предполагай ничего человеческого. Этим показывается только уважение к Отцу и единомыслие с Ним, потому что, как Отец предает Ему, так и Он предает Отцу, как это и показывает Павел, когда говорит: егда предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24). Говорит здесь об этом по-человечески, показывая Его великую заботливость об учениках и обнаруживая неизреченную любовь Его к ним, – так как Он теперь уже заботился о них, как о Своих, научая их матери всех благ – смиренномудрию, которое Он назвал началом и концом добродетели. И не без причины присовокуплены слова: от Бога изыде и к Богу грядет, но чтобы знали мы, что Он поступал достойно Того, Кто пришел оттуда и туда идет, – поправ всякую гордость.

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит

См. Толкование на Ин. 13:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит

См. Толкование на Ин. 13:2

Евфимий Зигабен

Ведый Иисус, яко вся даде Ему Отец в руце

как Своему Истинному и Единородному Сыну. Евангелист употребил здесь человекообразное выражение: что Отец все отдал в руки Сыну, – подражая в этом случае Самому Иисусу Христу, Который часто так говорил о Себе, чтобы яснее раскрыть пред людьми планы Божественного Домостроительства, о чем мы уже не раз упоминали. Как Отец отдает все Сыну, так и Сын Отцу. Апостол Павел говорит об Иисусе Христе: егда предаст Царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 24).

И яко от Бога изыде и к Богу грядет

как Сын Божий и Бог. Итак, евангелист говорит, что хотя Иисус Христос знал, что Он Вседержитель, что Он Сын Божий, что Он имеет такую же власть, как и достоинство, однако сошел на самую низшую ступень уничижения, показывая этим, с одной стороны, Свою любовь к ученикам, с другой стороны, научая их смиренномудрию.

Лопухин А.П.

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит

«Иисус, зная, что…» Эти слова обыкновенно толкуются как уступительное предложение: «хотя Иисус знал… однако» и т.д. Но такое толкование едва ли правильно. Согласнее с контекстом речи видеть здесь обстоятельство причины и передать мысль всего стиха так: «Иисус, так как Ему было известно, что Отец всё – и, следовательно, прежде всего этих двенадцать апостолов, которые должны стать свидетелями о Христе – отдал в руки Его и, следовательно, Он обязан приготовить их к исполнению назначенной им от Бога задачи, а, с другой стороны, зная, что Ему через несколько часов предстоит возвратиться к Отцу Своему, от Kоторого Он пришел и что, следовательно, Ему остается немного времени для научения учеников самым главным добродетелям – смирению и любви друг к другу, которые им так необходимы будут в деле их будущего служения, «встал с вечери», т. е. преподал им последний урок смирения и любви».