Толкования на Ин. 16:13

Свт. Иоанн Златоуст

егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам

См. Толкование на Ин. 16:12

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15.26). Он — Дух, от Отца исходящий (Ин. 15.26). Он — Дух Святый Божий (Ин. 14.26). Он — Дух Сына (Гал. 4.6) как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину. Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16.14-15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (Еф. 2.22); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (Еф. 3.16-17). Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы.

Аскетическая проповедь.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам

См. Толкование на Ин. 16:12

Евфимий Зигабен

Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину

чтобы вы знали всякую истину Божественного учения, какую только вам следует знать. Затем, чтобы ученики, слыша все это о Святом Духе, не почли Его большим и от этого не впали в крайнее нечестие, Иисус Христос сейчас же предупреждает и говорит:

Не от Себе бо глаголати имать

подобно тому как и Я, – что выше уже в различных местах было объяснено. Ни у одного из Лиц Пресвятой Троицы нет ничего Своего особенного; кроме свойств нерожденности, рожденности и исхождения – все у Них общее.

но елика аще услышит, глаголати имать

все, что ни услышит от Бога Отца, как часто Я говорил и о Себе, показывая этим единство существа, единство природы, равенство и совершенное подобие. Как Сын есть исполнение закона и пророков, потому что Он в действительности исполнил то, что там было только предызображено, так и Дух Божий есть исполнение Евангелия, потому что Он восполнил дело Сына, как и Сын – Отца.

и грядущая возвестит вам

и чтобы вы по неосторожности не спотыкались, удостоит вас дара предвидения.

Ориген

Kогда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам

См. Толкование на Ин. 16:12

Лопухин А.П.

Kогда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам

Выше Христос говорил о деятельности Святого Духа для мира. Теперь Он говорит о значении Духа для личной жизни учеников Христовых. Здесь деятельность Духа даст так много, что ею в избытке будет удовлетворена та жажда к познанию истины, которую ученикам становилось невозможным удовлетворять с удалением от них Учителя. Дух Святой, как Дух истины (см. Ин.14:17, 15:26), даст им полное познание всякой истины или, точнее, всей (πᾶσα) истины, которая ранее в общих только очертаниях была сообщена им Христом. Впрочем, эти слова не означают, что ученики усвоят действительно всё содержание учения о Боге, что в их познании не будет решительно никаких дефектов. Христос говорит только, что Дух даст им это, а воспримут ли они всё им предложенное, это будет зависеть все-таки от того, насколько они отдадутся водительству Духа. Дух будет их путеводителем при изучении области истины (вместо ὁδηγήσει некоторые древние кодексы читают ὁδηγός έσται).

«Ибо не от Себя говорить будет». Свойство Духа, в силу которого Он является источником откровения, основывается на том, что Он так же мало, как и Христос (Ин.7:17, 14:10), будет говорить «от Себя» Самого, т. е. начинать что-нибудь новое в обучении учеников истине, а будет, как и Христос (Ин.3:32, 8:26, 12:49), говорить только то, что воспринял или «слышит» (ἀκούει у Тишендорфа, 8-е изд.) от Отца (в нашем русском переводе – «услышит», будущее время).

«И будущее возвестит вам». Особая деятельность Духа будет состоять в раскрытии эсхатологических учений. Ученики Христа могли впадать иногда в удрученное состояние под влиянием тех побед, какие часто сдерживало зло в мире, и вот Дух раскрывал в этом случае перед ними завесу будущего и ободрял их, рисуя пред их духовным взором картины будущей окончательной победы добра.