Толкования на Ин. 17:12

Свт. Иоанн Златоуст

Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание

См. Толкование на Ин. 17:11

Свт. Николай Сербский

Kогда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание

Никто из избранных Господом не погиб, кроме Иуды предателя, как и сказано в Священном Писании. Однако и Иуда погиб не потому, что так написано, но потому, что не был верен Богу и был идолопоклонником серебра. В Писании же проречено об Иуде: «ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание – ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Пс. 40:10; Ин. 13:18). И еще стоит: «епископство его да приимет ин»«достоинство его да приимет другой» (Пс. 108:8; Деян. 1:20). Оба эти пророчества исполнились на Иуде. Он ел хлеб с Господом Иисусом Христом и поднял на Него пяту свою. После предательства Иуда удавился, а его апостольское достоинство принял Матфий.

Беседы на Евангелие.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание

Эти слова можно приложить и к нынешним благочестивым христианам. Представь, что и об них то же говорит Отцу Своему Спаситель наш: как это утешительно! А Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13,8). Может ли, в самом деле, быть, чтобы Господь и ныне не соблюдал нас во имя Отца Своего и не хранил нас так же, как и учеников, чтобы никто из нас не погиб, токмо сыны погибельные, которые сами себе строят погибель!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое

См. Толкование на Ин. 17:11

Ст. 12-13 Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Пс. 108, 17) Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную

Много уничижения в этих словах, если кто примет их не так, как следует. Ибо смотри, что здесь представляется. «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил». По-видимому, Он заповедует Отцу, чтобы и Отец хранил, - подобно тому, как кто-нибудь, передавая имение на сохранение другому, сказал бы: смотри, я ничего не утратил, не потеряй же и ты. Но все это Он говорит для утешения учеников. «Сие», говорит, «говорю в мире» для успокоения, утешения и радости учеников, чтобы они одушевились и не беспокоились, так как Ты принимаешь их целыми и будешь хранить их, как и Я сохранил их и никого не погубил. Как же, Господи, никого не погубил Ты, когда Иуда погиб, и многие иные отошли обратно (Ин. 6, 66)? Со Своей стороны, говорит, Я никого не погубил. Что только зависело от Меня, Я ничего не оставил без исполнения, но соблюдал их, то есть всячески старался сохранить их. Если же они сами собою отпадают, это нисколько не относится к Моей вине. «Да сбудется Писание», то есть всякое писание, предсказывающее о сыне погибели. Ибо о нем сказано в различных псалмах (Пс. 108, 8; 68, 26) и в прочих книгах пророческих. О частице «да» мы много раз говорили, что Писание имеет обыкновение называть причиною то, что сбывается впоследствии.

Евфимий Зигабен

Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое

Когда Я был в мире, как Человек, потому что как Бог Я был в нем всегда, – тогда Я сохранял их Твоею силой, так как Твоя сила есть и Моя, и Я и Ты составляем одно. Эти и им подобные слова Иисус Христос говорит, как Человек, а также снисходя к слабости учеников (Часто ученики слышали уже о помощи Иисуса Христа; слышали также, как Он говорил им: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), но все-таки они не переставали еще смущаться. Поэтому Иисус Христос говорит теперь за них Богу Отцу, чтобы, порученные Отцу, они, наконец, ободрились. Будучи несовершенными, они не столько доверяли возвышенным и Божественным словам Его, сколько уничиженным и приличным человеку).

Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный

Иуда, предатель, величайший друг погибели, возлюбленный ею и любящий ее. Под погибелью разумей здесь отпадение и отчуждение от Бога, или даже самого диавола, как погубляющего тех, которые повинуются ему (Погиб же Иуда добровольно, вследствие злой воли своей. Может быть, и другие из числа семидесяти учеников погибли, но не в это время, а теперь погиб один только предатель).

Да сбудется Писание

Давидово, которое часто говорит о предательстве Иуды и в особенности в сто восьмом псалме. И здесь выражение с ινα (да) указывает не на причину, а вообще на будущее, именно – что должно исполниться Писание.

Прот. Иоанн Бухарев

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание

См. Толкование на Ин. 17:11

Лопухин А.П.

Kогда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание

Доселе Христос Сам делал то дело, которое теперь Он просит Отца взять на Себя. И делал это дело Христос успешно: одиннадцать апостолов сохранены, они стоят здесь, около Христа. Если один из порученных Ему и погиб, то не Христос виновен в его погибели. Само Священное Писание предвозвестило этот факт (Пс. 108:17). Господь, очевидно, хочет этой ссылкой на слова Псалмопевца сказать то же, что сказал в 13-й главе (Ин. 13:18).

Толковая Библия.