Толкования на Ин. 17:17

Свт. Иоанн Златоуст

святи их во истину Твою: слово Твое истина есть

См. Толкование на Ин. 17:14

Свт. Филарет (Дроздов)

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ? В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть… И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину» (освящены истиной) (Ин. 17:17).

О девятом члене Символа веры. § 266. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-19 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною

Сделай их святыми чрез преподание Духа, сохрани их в правоте слова и догматов и наставь их, и научи истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов. А что Он говорит о догматах, это видно из объяснения: «слово Твое есть истина», то есть, нет в нем никакой лжи. Посему, если Ты дашь им сохранить слово Твое и самим сохраниться от зла, они освятятся истиною. Слова «освяти их истиною Твоею», означают нечто и иное, именно; отдели их для слова и проповеди и соделай их жертвою; пусть они послужат этой истине, пусть посвятят ей собственную жизнь. Прибавляет: «как Ты послал Меня в мир… и за них Я посвящаю Себя», то есть приношу в жертву; так Ты и их освяти, то есть отдели в жертву за проповедь и поставь их свидетелями истины, подобно как и Меня Ты послал свидетелем истины и жертвою. Ибо все принесенное в жертву называется святым. «Чтобы и они», как и Я, «были освящены» и принесены Тебе, Богу, не как жертвы подзаконные, закалаемые в образе, но «истиною». Ибо ветхозаветные жертвы, например, агнец, голуби, горлицы и прочее, были образами, и все святое в прообразе было посвящаемо Богу, предъизображая собою нечто иное, духовное. Души же, принесенные Богу, в самой истине освящены, отделены и посвящены Богу, как и Павел говорит: «представьте члены ваши жертвою живою, святою» (Рим. 12, 1). Итак, освяти и посвяти души учеников, и сделай их истинными приношениями, или укрепи их потерпеть и смерть за истину.

Евфимий Зигабен

Святи их во истину Твою

Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной.

Слово Твое истина есть

Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: Дух истины, наставит вы на всяку истину (Ин. 16, 13). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 12, 49)).

Еп. Михаил (Лузин)

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

Освяти их истиною Твоею: ученики уже пребывали во истине, ибо преданное им Христом от Бога учение (слово) они приняли и уразумели и уверовали в Иисуса как Мессию, а в этом — сущность христианской истины. Господь молит теперь Отца Своего Небесного не о том только, чтобы Он сохранил их в этой истине (молитва о сем выше, Ин. 17:11), а о том, чтобы благоволил освятить их в этой истине. Освятить значит в общем смысле сделать святым, в частном — принести в жертву Богу или отделить для особенного служения Богу. В приложении к апостолам освящение их означает поставление их на дело особенного служения Богу, их особенное должностное служение именно как проповедников и служителей Евангелия (Ин. 17:18), поставление — чрез сообщение им особенных даров и сил для прохождения сего служения. Это совершилось в излиянии на них даров Святого Духа (Ин. 14:17; Ин. 15:26; Ин. 16:7 и д.). В сем особенно открылась истина Божия, как и называется Дух Святой Духом истины во всей последней беседе Господа, где Он говорит о Нем как ином Утешителе. — Слово Твое есть истина: т.е. освяти их истиною в Духе Святом, для служения особенного их этой самой истине, которая есть слово Твое или учение Твое, следовательно, для особенного служения слову Твоему или учению истины, которое они должны распространить и утвердить в мире после Его отшествия от них ко Отцу. Это особенное служение их должно простираться до самоотвержения, до принесения себя в жертву истине или слову истины, и в сем случае они будут как жертва посвященная и освященная Богу. Таков здесь смысл молитвы — освяти: отдели их Себе на особенное служение Тебе в слове истины, даруй им потребные к тому силы и особенные дарования и приими их как посвященную тебе жертву, приносимую ими в сем служении до самоотвержения (ср. 3лат. и Феофил.). Ученикам Господа потребно такое освящение именно потому, что они предназначаются на таковое особенное служение. Бог, посылая в мир Сына Своего единородного на особенное служение, освятил Его (Ин. 10:36; см. прим.); и для апостолов, посылаемых в мир также на особенное служение, нужно также освящение от Отца: как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир; следовательно, как освятил Ты Меня, так освяти и их (как: ср. прим. к Ин. 17:14). Послание учеников на всемирную проповедь совершилось по воскресении Господа (ср. Ин. 20:21; Мф. 28:19), но Господь во всей этой молитве созерцает дело Свое как бы уже совершившимся, и притом в самом избрании апостолов заключалась уже мысль о таковом их служении.

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина

«Освяти их» (ἀγίασον αὐτούς). Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний: об этом Он просил Отца уже раньше, а и о снабжении их святостью в положительном смысле этого слова, которая им необходима для совершения будущего служения.

«Истиною Твоею»: правильнее – «в истине» (ἐν τῇ ἀληθείᾳ). Христос сейчас Сам объясняет, что эта истина есть «слово Отца», которое передал апостолам Христос (стихи 8, 14). Раз апостолы с помощью благодати Отца, Kоторый преподаст им эту благодать во Святом Духе, усвоят это «слово», то они окажутся вполне готовыми (освященными) для распространения этого слова в мире.