Толкования на Ин. 20:2

Свт. Иоанн Златоуст

тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его

См. Толкование на Ин. 20:1

Свт. Филарет (Дроздов)

Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его

Есть искушения, в которых побуждения к вере и надежде, по-видимому, совершенно скрываются для души; в своем смятении, она спрашивает, где Господь: но никогда Господь не бывает так близок к ней, как в сии самые минуты и ни мало не медлит явить Себя ей. Душа в подобных испытаниях должна прибегать к Петру и Иоанну, т.е. к какому-нибудь мудрому и просвещённому руководителю, который бы снова вдохнул веру в неё и привёл туда, где она опять должна найти Иисуса Христа. Служители Церкви суть видимые Ангелы, коих Бог даровал нам, чтобы осушать наши слёзы и утешать наше внутреннее беспокойство. С доверенностью пойдём к ним; благодать соединена с их словами, и часто даже при одном нашем рассказе о наших страданиях, сделанном перед ними, возникает в нашей душе благодать утешения. Иисус, по Своей любви всегда готовый прощать, даже оставившим Его ученикам даёт имя братьев. Впрочем, душам любящим, которые остаются верными Ему до могилы, Он является прежде, чем другим. Они-то получают первые утешения. Умеряйте вашу радость, как бы она свята и законна ни была, из опасения, чтобы она не увлекла вас к некоторому легкомыслию. Равным образом и то, чтобы слишком тревожиться и впадать в крайнюю печаль, когда Бог лишает нас на время сладости Своих утешений, есть малодушие и недостаток упования на благость Господа, Который и в сие время не меньше свидетельствует Свою любовь и благоволение к нам, как и тогда, когда дарует нам утешения, потому что Он отнимает их только для того, чтобы побудить нас быть осторожнее и внимательнее к себе, и чтобы заставить нас воздавать Ему честь и славу, которые подобают Ему. Эта смена радости и печали гораздо полезнее для нас, чем то постоянное спокойствие, которого бы мы желали. Достоинство души не в том состоит, чтобы иметь более божественных утешений, но в том, чтобы покоряться воле Божией, утверждаться в искреннем смирении и более наполняться любовью к Богу и ближнему.

Избранные места из Священной Истории

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его

См. Толкование на Ин. 20:1

Евфимий Зигабен

Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его

Ст. 1-2: И в этом месте Иоанн умалчивает о других женах, потому что о них было сказано уже у других евангелистов, а говорит о Марии Магдалине, потому что об этом умалчивают другие. Затем прочитай толкование вышеуказанной двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, начиная со слов: в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот (ст. 1) до того места, где сказано: единии же надесяте ученицы идоша в Галилею (ст. 16); там найдешь объяснение приведенных стихов и соглашение повествований четырех евангелистов. Петру и Иоанну говорит Мария Магдалина, потому что Петр был первым из учеников, а Иоанн – возлюбленным, и оба они больше других любили Господа: они одни только последовали за Иисусом Христом, когда иудеи, связав, повели Его к Анне и Каиафе.

Лопухин А.П.

Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его

Мария, подумав, что камень отвален людьми, которые куда-то перенесли тело Христа, спешит известить об этом наиболее уважаемых ею учеников Христа – Петра и Иоанна (который и здесь, как в других местах, не называет себя по имени).

«Не знаем». Она, очевидно, говорит так потому, что ей было неизвестно о том, что другие жены, пришедшие после нее к гробу, увидели здесь Ангелов, возвестивших им, что Христос воскрес (см. Мф.28:5–8 и параллельные места).