Толкования на Иуд. 1:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Относящие славу сыновства только к одному рожденному от Бога Отца Слову, они говорят, что другой сын, который от семени Иессея и Давида, лишь соединен с Первым и причастен Сыновству Его <…>; что он все получил от Него, не имея совершенно ничего своего.

Послание на святой символ веры.

Свт. Лука Крымский

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Он обратился к верующим с этим посланием, ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему: потому что уже тогда, в его время, вкрались некоторые люди, предназначенные к вечному осуждению.

О ком говорит здесь апостол? О первых, древних еретиках: о Симоне Волхве, который выдавал себя за великую силу Божию, об окаянных гностиках Василиде, Николае, Маркионе. Почему говорит он, что эти нечестивые обратили благодать Божию в повод к распутству? Потому, что эти еретики придумали и ввели новые обряды — обряды ночного радения, подобные нашим хлыстовским радениям, на которых, вместо того, чтобы проповедовать благодать Божию, учили предаваться распутству — свальному греху!

Уже тогда был этот ужас, так давно. Почему святой апостол говорит, что они отверглись единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа? Потому что эти еретики не признавали Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы; потому что Его Тело считали они призрачным, не истинным человеческим телом. А если было призрачным Тело Его, то, следовательно, не страдал Он за грехи мира, значит, не было искупления. Это ли не полное отвержение Владыки Бога нашего Господа Иисуса Христа?!

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Увещевает тех, которые однажды признали Господа нашего Иисуса Христа Спасителем и уверовали в Него, чтобы подвизались за веру. Ибо, если мы приняли вочеловечившееся Слово и однако говорим, что Иной Тот, Который прежде веков от Отца, и Иной Тот, Который от Матери, и что Сей – особое лице, то как не отвергаемся единого Господа и Владыки? Ибо Господь Иисус един по единению домостроительства; потому что предвечное Слово Божие и Бог, имея насажденную в славу Божества плоть, воспринятую Им от Святой Девы, с самого зачатия, есть Один и Тот же Владыка всех.

Толкование на Послание Иуды.

Андрей Монах

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

То есть предузнанные. Он говорит о последователях Симона Волхва. Эти чревоугодники и распутники притворялись учителями благочестия, чтобы найти возможность входа в чужие дома.

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Благодать нашего Господа смягчила жесткость закона, в котором говорилось: кто сделает то-то и то-то, да будет побит камнями; кто сделает то-то и то-то, да будет предан огню. Господь смягчил суровость закона благодатью Евангелия, позволившего очищать совершённые беззакония через покаяние и милостыню. Но некоторые теперь превратили Божию благодать в повод к распутству и предаются греху без меры, считая, что за содеянное они неподотчетны строгости закона.

О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Те некоторые нечестивые люди, использующие священное Писание с каким-то коварством и злобностью, которые вкрались, притворяясь, что оно провозглашает их правила, - то есть написанные для того суда, которым они сами себя судят, - они преданы нечестивому чувству. Ведь они из-за безмерного нечестия поскольку бесстыдны, милость Господа нашего Иисуса Христа обратили к распутству, из-за своей грязи отрицающие единого Владыку Господа Иисуса Христа тех, кто призван через Евангелие. И потому, что он вновь призывает тех, кто поверил злым и нечестивым, апостол показывает, сколь велико могущество Господа, которого они отвергали, объявляя, что Он есть Тот, Кто вывел народ из Египта и дал спасение.

На Послание Иуды.

Экумений

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Ведь если, приняв вочеловечившееся Слово, мы говорим, что один Логос есть прежде веков от Отца, а другой человек - в последнее время от матери и у каждого своя ипостась, то как же мы не отрицаемся единого Господа и Владыки? Ведь един Господь Иисус согласно домостроительному единству. Ибо Божие Слово и Бог прежде веков, имея плоть, восшедшую в славу Божества, которую Он воспринял от святой Девы от начала зачатия, есть единый и тот же Владыка всех.

Комментарий на Кафолическое послание Иуды.

Еп. Михаил (Лузин)

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Ибо вкрались и проч. (2 Пет. 2:1—3): апостол любвеобильно предостерегает верующих от вторжения в среду их лжеучителей, или обольстителей, каковое вторжение и подвигло его писать к верующим о сем. Что это за лжеучители, апостол точно не говорит и не поименовывает их, как и апостол Петр; но, судя по всему, видно, что это те же самые лжеучители, которым противодействовали святые апостолы Петр и Павел, а потом, несколько после, Иоанн, — лжеучители, вторгшиеся в малоазийские Церкви. — Вкрались: слово указывает на лукавство и льстивость. — Предназначенные: точнее — преднаписанные, о которых преднаписано древними пророками и потом апостолами, которые предрекали о появлении таковых и подобных лжеучителей, или обольстителей. — Нечестивые: люди, не имеющие в душе своей ни правильного богопознания, ни правильного богопочтения, нравственно и умственно испорченные люди (ср. 2 Тим. 4:3 и далее; 2 Тим. 3:1 и далее). — Благодать в повод к распутству: благодать разумеется в общем смысле, как все и всякие дары, подаваемые верующим искупительною жертвою Христовою. Эти-то высочайшие дары лжеучители и нечестивые прелагают в скверну; не только погашают дары благодати, но оскверняют в сердце своем эти дары. — Отвергающиеся и проч.: или отрицаясь и отрицая (ср. Мф. 10:33). Такое отрицание, или отвержение, происходит в сердце и уме чрез неверие, в устах — чрез злословие или неискреннее, или неправильное исповедание и на деле — чрез нехристианский образ жизни и поведение. Противоположное сему действию отрицания есть действие исповедания и сердцем, и устами, и делом, или жизнию (ср. Рим. 10:10; 1 Кор. 12:3; 2 Тим. 1:12; 1 Тим. 6:12). Здесь разумеется не такое полное и всецелое отрицание, или отвержение, Христа, чтобы отрицалось Его мессианское достоинство и не признавался Он истинным Богом, в каком случае таковые лжеучители не были бы христианами, находились бы вне Церкви, тогда как по связи речи они считались и считали себя в единении с Церковию; разумеется здесь отрицание как перетолкование, или извращение, догмата искупления, как его исповедует Церковь. Они, может быть, и вероятно, считали себя христианами, но лжеучением своим они отрицали и отрицались Христа, искупившего их и весь мир. Весь мир вследствие первородного греха повинен был пред Богом и подлежал вечному осуждению, но Христос Своею смертию и кровию принес умилостивительную за все человечество жертву Богу, или выкупил человечество от греха, проклятия и смерти и, таким образом, стал искупителем всех (см. прим. к Мф. 20:28).

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (προγεγραμμένους) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа

Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение (κρίμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми,ἀσεβεῖς, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: обращают благодать Бога нашего в повод к распутству, и – со стороны теоретических верований: отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа (ст. 4). Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап. Петра (II:1-2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. 2:13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим 6:1).