Толкования на Кол. 2:9

Свт. Иоанн Златоуст

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

См. Толкование на Кол. 2:8

Свт. Григорий Нисский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Поскольку отчужденной от Бога нашей жизни самой собою невозможно было возвратиться в горнее и небесное место, то поэтому, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор 5:21) и освобождает нас от проклятия, усвоив наше проклятие. А восприняв на Себя нашу вражду с Богом, происшедшую через грех, и убив ее в Себе (Еф 2:16), по слову апостола (вражда же была - грех), и соделавшись тем, что и мы, Он Собою опять соединил с Богом человеческий род. Ибо этого нового человека, созданного по Богу (Еф 4:24), в котором обитала полнота Божества телесно, через чистоту в Нем нашего естества соделав родственным и близким Отцу, Он вместе с тем привлек к той же благодати и все причастное Своему телу и сродное с Ним естество.

Против Евномия.

Свт. Афанасий Великий

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, в древности к каждому из святых приходило Слово и освящало приемлющих его искренно; но когда рождались эти святые, не говорилось, что Слово соделалось человеком, и когда страдали, также не говорилось, что Слово пострадало. Когда же от Марии пришел однажды, к концу веков… для уничтожения греха (Евр 9:26), потому что, так благоволив, Отец послал Сына Своего, который родился от жены, подчиненной закону (Гал 4:4), тогда говорится, что Слово, восприяв на Себя плоть, сделалось человеком и в этой плоти (как сказал Петр: Христос пострадал за нас плотию) (1 Пет 4:1) пострадало за нас, чтобы явно стало и все мы уверовали, что, всегда будучи Богом, освящая тех, к кому приходило, и все устрояя по воле Отца, напоследок ради нас соделалось Слово человеком, и, как говорит апостол, Божество обитало во плоти телесно. А это значит, что Слово, будучи Богом, имело собственное тело и, употребив его как орудие, ради нас соделалось человеком.

Против ариан.

Свт. Кирилл Александрийский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Не говорим мы и того, что пребывало Слово Божие в родившемся от Святой Девы как в обычном человеке, чтобы не подумали, что Христос - это богоносный человек. Ибо ведь если Слово обитало с нами (Ин. 1:14) и сказано, что во Христе обитала вся полнота Божества телесно, то мы не думаем, что можно сказать, что, став плотью, Слово пребывало в ней как во святых, и не определяем как тождественное такому образу пребывание в Нем [Божества]. Но Слово, соединенное по природе (kata fusin) и не преложившееся в плоть, такое сотворило пребывание, какое душа человека, можно сказать, имеет в своем собственном теле.

К Несторию об отлучении.

Свт. Амвросий Медиоланский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Закон очевидно показал единое Божество, ибо говорит о едином Боге (Исх 6:4). Явил Его и апостол, говоря о Христе: В Котором обитает вся полнота Божества телесно. Если же, согласно апостолу, вся полнота Божества во Христе обитает телесно, то или они согласятся с тем, что у Отца и Сына единое Божество, или, если они желают разделить Божество Отца и Сына, то если Сын имеет всю полноту Божества телесно, то что же они собираются более пространно уделить Отцу, когда ничего нет пространнее полноты, а полнота есть совершенство? Следовательно, Божество - едино.

Пять книг о вере.

См. также Толкование на Кол. 1:19

Свт. Лев Великий

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, возлюбленные, объяв любовью единственный залог христианской надежды, не будем отделяться от связи с телом Христовым, в котором обитает, как говорит апостол, вся полнота Божества телесно, и вы исполнены в Нем. Ведь когда сущность Божества бестелесна, каким образом она обитает во Христе телесно, если не потому, что плоть рода нашего стала плотью Божества? И мы исполнены Богом в Том, в Ком распяты, погребены и в Ком мы воскресли.

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне

Начинает выставлять, почему не следует им слушать прельстителей тех, и тут же намекает на новую черту в их мечтательном учении. Эту новую черту надобно восставить в мысли, чтоб понятно было, как выходит: не слушайте; ибо во Христе Иисусе — вся полнота Божества. Во II веке было в силе учение гностиков, которые придумали между Богом и творением множество посредствующих сил, духов — разных степеней. Между ними была и плерома, что значит полнота. Надо полагать, что и у колосских мудрователей было что-нибудь вроде плеромы, и они выставляли ее, как победное знамя своего лжеучения, обещая от нее последователям многое и премногое. Апостол и говорит против этого; не слушайте их пусторечия; их плерома — полнота пустая, плод больного воображения, мечта; настоящая полнота, не мечтательно, а существенно — во Христе Иисусе. Почему же? Потому что в Нем обитает вся полнота Божества,—не часть какая Божества, не сила только Божества, а Само Божество всею полнотою своею. А где Божество, там все. Обитает в Нем Божество телесне, то есть воплощенно. Ибо Христос Иисус есть Бог во плоти, Бог Слово, Которое плоть бысть. «Сие сказано о Нем, как о человеке, в Себе носящем все Божество. Не частную какую-либо благодать, подобно Моисею, приял Христос. Он Богочеловек, и с сим видимым соединено все Божество Единородного» (блаженный Феодорит). «В Нем, говорит, обитает Бог Слово. Но не думай, что Он заключен в теле — объят, ограничен. Ибо Он и воплотился весь, и со Отцом есть весь, будучи телесно описуем и Божеством неописан. Телесне, — то есть существенно, а не образно; как душа в теле, так и Он обитает в воспринятом человеке. А душа как обитает в теле? Неслиянно и нераздельно. Поелику сказал: живет, κατοικει; то, чтоб ты не подумал, что в Нем только действовал Бог, как в Пророках (ибо и в них обитал Бог, по написанному: вселюся, ενοικησω,— в них и похожду (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 12), Апостол прибавил: телесне, — то есть существенно, как душа в теле. Так и святой Кирилл (понимает). Или, может быть, под: телесне — он разумеет: воплощенно. Не так, говорит, чтоб, поживши в Нем, опять преселилось Божество, но пребывает в Нем воплощенным, одну со своею плотню имея ипостась, хотя состоит (Он) из двух различных естеств» (Экумений). «Апостол для того говорит, что в Нем вся полнота Божества, чтоб колоссяне убеждены были, что, что бы кто ни придумал о небесных силах, все то полнейшим образом есть во Христе, и никак не склонялись чтить кого-либо другого. Ибо что бы ни придумывалось о другом ком, в Нем найдется несравненно больше того» (Амвросиаст).

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно, а не в учениях таких людей, кои, благодаря безумствам своим, суть жилища демонов. В Нем же, напротив, живет вся полнота Божества.

Толкование на послание к Колоссянам.

Прп. Исидор Пелусиот

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

На слова: в Том живет всяко исполнение Божества телесне. Ты говоришь о себе, что не разумеешь сказанного: в Том живет всяко исполнение Божества телесне, а я думаю, что сказано: телесне вместо существенно. Ибо пречистым сим храмом управляла не действенность Божества, порождаемая сущностью, но самая сущность, имеющая тысячи действенностей, не частным обладающая дарованием, а составляющая источник благ. Тот, говорит Апостол, Кто царствует со Отцом, держит бразды всего премирного и правит земным, вочеловечился и с военачальническими оружиями стал во главе дружины, чтобы и их украсить, и даровать победу человеческому роду, и обратить в бегство зловредных демонов, и сокрушить высоко о себе думающего вождя их, и Церковь наполнить тьмочисленными дарованиями.

Царь стал предводителем, сказано у Апостола, а не военачальник украсился царским достоинством. Царь среди дружины в зрак раба сокрыл Свой сан, а не воин присвоил себе царское достоинство. Царь был законоположником, а не воин усвоил себе право законодательствовать. Царю свойственно говорить: Аз же глаголю вам (Мф. 5:22); Самодержцу: хощу, очистися (Мф. 8:3). Имеющему неограниченную власть: буди тебе, якоже хощеши (Мф. 15:28); Владыке: молчи, престани (Мк. 4:39). Оставляю прочее сему подобное, чтобы перечислением всего не продлить слова.

Если же смущает тебя страдание и то, что предпринято было против Бога, но коснулось только плоти, то выслушай, что говорит первоверховный Апостол: Христу убо пострадавшу плотию (1 Пет. 4:1). Посему, если тот, кому вручены ключи небес, сказал, что в собственном смысле пострадала плоть, которая может страдать (ибо Божество бесстрастно), если Иудеи, как убившие Наследника, претерпели то, что выше всякого ужаса, да не смущает тебя страдание; а напротив того, да руководит к величайшему благодарению за то, что бесстрастный Царь, не допускающий и тени изменения, отдал плоть Свою на страдания и, изрекши многое, как немощный человек, чтобы сею хитростью пленить хитреца, и воздвигнув славные победные памятники, возшел на небеса, облекшись в начаток нашего естества.

Если же Он, как говорят, был простой человек, украшенный Божественною благодатью, то по какой причине Иудеи, убив многих святых мужей, не потерпели ничего подобного, а тем, что претерпели Иудеи за Него, препобеждается всякое сравниваемое с сим страдание? Но очевидно по той причине, что те были святые, а соблаговоливший вочеловечиться есть Единородный Сын Божий.

То самое, что принявшие страдание были не одного и того же достоинства, но что они были рабы, а Сей - Владыка, стало для Иудеев причиною нещадной казни.

Сей есть наследник (Мф. 21:38), - сказали делатели винограда и устремились убить наследника, а не подобного им раба, истинного Сына Домовладыки, а не одного из среды своей, украшенного достоинством всыновления. Ибо почему после рабов послан Сын, Которого надлежало почтить? Почему называется Он вторым человеком с небесе (1 Кор. 15:47)? Почему снисшел Бог и действовал заодно с Человеком?

Почему смирил Себе (Флп.2:8), будучи равен Богу? Почему Бог Сына посла в подобии плоти греха (Рим. 8:3)? И почему не уничижаются Пречистые Тайны, когда по видимости они Тело и Кровь человека? Почему изрек: тело же совершил Ми еси (Пс. 39:7)? Почему необходимо было иметь и Ему нечто такое, что мог бы принести? Почему же Собственною Своею Кровию искупил пленных? Или почему Господа славы распяли (1 Кор. 2:8)? Почему Слово плоть бысть (Ин. 1:14)? Почему многочастне и многообразне Отец глаголавый во пророцех, впоследствии глагола в Сыне (Евр. 1:1.2)? Или почему Сын преискренне приобщися техже (Евр. 2:14)?

Но чтобы, перечисляя все, не обременить твоего слуха, скажу все вместе: когда Бог выражается смиренно, это согласно с домостроительством, полезно, и нимало не вредит Его пречистому достоинству. Простому же человеку говорить что-либо божественное и преестественное есть знак самой крайней дерзости. Царю позволительно говорить и думать о себе скромно; но непозволительно говорить по-царски воину или военачальнику. Итак, если вочеловечившийся был Бог, как и действительно Он Бог, то имеет место и уничижительное; а если Он был простым человеком, то не имеет места высокое.

Письмо 68: Пресвитеру Архавию.

Прп. Максим Исповедник

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Во Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно; в нас же эта полнота Божества обитает по благодати, когда мы собираем в самих себе всякую добродетель и мудрость и никоим образом (насколько это возможно человеку) не пренебрегаем истинным подражанием Первообразу.

Главы о богословии и о домостроительстве воплощения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Истина величайшая: в человеческом теле живет вся полнота Божества, то есть в теле Иисуса Христа. Христиане! Будьте и вы в Нем полнотою, то есть как в наше естество Бог заключил, так сказать, всю полноту Своего Божества, так и мы должны заключить в Боге всю полноту возможных для человека добродетелей: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1,16): вы имеете полноту в Нем.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Августин

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

О Главе же нашей апостол говорит: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Не потому телесно, что Бог телесен, но либо Павел употребил слово в переносном значении, в том смысле, что в рукотворном храме Он обитает символически, то есть посредством предначертывающих знаков… либо телесно сказано в точном смысле, потому что в теле Христовом, полученном Им от Девы, как в храме, обитает Бог.

Послания.

Блаж. Феодорит Кирский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Иные учителя утверждали, что Христом наименована здесь Церковь и что в ней обитает вся полнота Божества. Но не знаю, прилично ли такому умопредставлению слово телесно. Думаю же, что поскольку апостол назвал Христа главою Церкви (Кол 1:18), а, как очевидно, по человечеству Он - глава наша, то это сказано о Нем как о человеке, в Себе носящем все Божество.

Толкования на послания святого Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

То есть то, что есть Бог - Слово, в Нем обитает. Но чтобы, услышав слово обитает, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки ибо вселялся в тех Бог, по слову: вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6:16), - он присовокупил: телесно, то есть что Он - не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живет, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя ее от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский

Ст. 9-10 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти

Павел говорит, что Церковь преисполнена Божеством Отца. Смысл этого таков: Церковь исполнена, во Христе же обитает телесно, то есть как тело, соединенное с главою, ибо повсюду главой Церкви он называет Христа. И вы имеете полноту в Нем, вместо - исполнены чрез Него.

Фрагменты.

Амвросиаст

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, все, что имеет Отец, Он даровал Сыну, когда телесно родил Его в полноте Божества, и поскольку Он есть глава, то творение - Его тело. И если считается, что нечто может быть небесным созданием, то следует полагать, что все это в полноте существует во Христе, чтобы никто не считал, что следует почитать кого-то еще.

На Послание к Колоссянам.

Лопухин А.П.

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Колосские еретики считали Христа только одним из эонов - выразителей Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества [Божество по-гречески обозначается двумя терминами: θεότης и θειότης. Первое слово происходит от термина θεтς и употребляется для обозначения божеского существа, а второе, происходящее от прилаг. θει̃ος = божественный - употребляется для обозначения свойств Божества (ср. Рим 1:19-20). Ясно, что Ап. здесь хочет дать понять своим читателям, что в Христе имеются не только божественные свойства (θειότης), но пребывает и Сам Бог (Θεтς): Он - по существу Бог] и притом телесно или в теле (σωματικω̃ς - равняется выражению ἐν σώματι), так что мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. 1:19).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8