Толкования на Кол. 2:21

Свт. Иоанн Златоуст

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

См. Толкование на Кол. 2:20

Свт. Василий Великий

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Воздержание от пищи, соблюдаемое напоказ и не простирающееся далее заповеди: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся, - ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно через изнурение плоти устрояет освящение.

Толкование на пророка Исайю.

Свт. Амвросий Медиоланский

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

См. Толкование на Кол. 2:20

Свт. Феофан Затворник

не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи

Вот какую высокую премудрость они вам предают! И вы, как дети в школе, сложа смиренно руки, дозволяете им оглашать себя, δογματιζεσθε (2, 20), — такими ничтожностями, как будто несмыслящие, как о чем судить должно и как жить (см.: Экумений, блаженный Феофилакт). «И смотри, как осмеивает их Апостол: не коснися и прочее. Мудрователи те, толкуя это, делали вид, что так поступать есть нечто великое» (святой Златоуст).

Слова эти: не коснися и прочее — указывают будто на иудейские постановления о пище; но с собственно иудейскими порядками Апостол уже покончил (в стихах 16 — 17) Там и о пище и питии поминается. Здесь же разуметь надобно нечто другое, именно: какие-то суеверные мудрования относительно яств и еще чего-то вещественного, — мудрования, выходившие из неправильных воззрений вообще на мир и стихии его. Перед этим Апостол предостерегал от неправых воззрений тех мудрецов на мир духовный, а теперь предостерегает от таких же их воззрений на мир вещественный. Но самых воззрений не касается, а только вывода из них. Из них выходило, что к веществам нельзя относиться безразлично, но что они имеют значение в деле жизни духовной, одни помогают, другие мешают. Отсюда правило: того не касайся, другого не вкушай, иного не осязай. Это отрицательные предписания; но тут же, конечно, само собою подразумевалось: а того-то касайся, это вкушай и осязай. Такие суеверия отвлекали упование от Бога и внушали опираться им на вещественное — тленное и непрочное. Амвросиаст пишет: «Апостол запрещает всякого рода надежду на вещественное; ибо она суетна».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Не прикасайся, говорится (в законе), не дотрогивайся (Лев. 5:2), то есть не прикасайся, сказано, к прокаженному, не дотрагивайся до страждущего истечением семени (Лев. 15:3 сл.), - не вкушай пищу язычников.

Толкование на послание к Колоссянам.

Прп. Иоанн Кассиан

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся - нет сомнения, что это сказано о суевериях, в которые, если кто впадет, тот прелюбодействует от Христа.

Собеседования.

Блаж. Августин

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Слова Писания: «не прикасайтесь», «не вкушайте», «не притрагивайтесь» - некоторые понимают как предписание апостола, запрещающего чего-то касаться, что-то вкушать, к чему-то притрагиваться. Но все как раз наоборот, если я, однако, не ошибаюсь относительно этих столь неясных слов. Павел, конечно же, в насмешку использовал эти слова в отношении [к определенным людям], не желая, чтобы ими вводились в заблуждение и соблазнялись те, кто различал пищу согласно служению ангелов и выносил решение о мире сем, говоря: /«не прикасайся», «не вкушай», «не притрагивайся»/, - хотя для чистых все чисто (Тит 1:15) и всякое творение Божие хорошо (1 Тим 4:4) , как он сам ясно заверяет в другом месте.

Послания.

Блаж. Феофилакт Болгарский

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда.

по заповедям и учению человеческому

Это не есть наставления божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? - Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Ориген

Ст. 21-22 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому?

Если же было полезно претерпеть омовение ног Иисусом, чтобы иметь часть с Ним, то Петр, не зная, что это полезно, вначале сказал умоляюще, как бы крайне недоумевая: Господи, Тебе ли омывать мои ноги? (Ин 13:6), а второй раз: Не омоешь ног моих вовек (Ин 13:8). И поскольку высказанное запрещение произошло из-за того, из-за чего он должен был бы иметь часть со Спасителем, то ясно, что, хотя Петр произнес это со здравым чувством и с уважением к Учителю, тем не менее он сказал это во вред себе. Жизнь преисполнена грехов такого рода у тех верующих, кто предполагает лучшее, а по неведению говорит или делает то, что ведет к противоположному. И таковы те, которые говорят: Не касайся, не вкушай, не дотрагивайся, обо всем, что истлевает от употребления, согласно учению тех, кто умирает как человеки (Пс 81:7), - учению, намного ниже божественного.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Севериан Габальский

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

[Павел] излагает это как языческие учения. Ведь в своем заблуждении они повелевают ни касаться, ни вкушать никакой животной пищи: ведь якобы все это дано людям на тление, из-за того, что человек истребляет и потребляет живые существа, совершая злоупотребление и насилие над жизнью. Поэтому, согласно их заповедям и учениям, нельзя касаться того, что дано от Бога.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

См. Толкование на Кол. 2:20