Толкования на Лк. 1:17

Свт. Иоанн Златоуст

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

Дух Илии вселился и в Иоанна, потому что духи пророков повинуются пророкам; и почти во всем мы находим Иоанна подобным Илии. Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акриды; тот облекался в милоть, и этот в велблужди власы; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: «ты», говорит он, «развращающий Израиля, и дом отца твоего» (3Цар.18:18), – и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк.6:18). И он «предъидет в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям». Что значит: «возвратить сердца отцов детям»? Отцы иудеев: Авраам, и Исаак, и Иаков, и двенадцать патриархов, и все праведники, видя грехолюбивый народ, с готовностью блудодействующий с чужими богами, отвращались от них, как от таковых. С тех же пор, как Иоанн возвестил крещение покаяния, многие обратились к Богу. Итак, отцы их, видя, что они обращаются к Богу, и сами обратили к ним свои сердца; вот что значит: «возвратить сердца отцов детям, дабы представить Господу народ приготовленный», избранников Божиих, о которых Давид пророк предвозвестил, говоря: «таков род ищущих лица Бога Иакова» (Пс.23:6).

Беседа о пророчестве Захарии, и о зачатии Елисаветы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

Архангел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги, отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей — соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «Аз есмь земля и пепел» (Быт. 18.27). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать (Иов. 42.6). Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения (Пс. 114.5). Пророк [Исаия], увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней (Ис. 6.5).

Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля — христианского племени — по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше (Евр. 11.13). Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу.

Аскетическая проповедь.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

См. Толкование на Лк. 1:13

Блж. Феофилакт Болгарский

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

См. Толкование на Лк. 1:15

Прот. Иоанн Бухарев

и той предидет пред Ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены

Предъидет пред Ним (И. X».) духом и силою Илииною (в духе и силе Илии), т. е. будет действовать с тою же горячею ревностию и сильным влиянием с какими в свое время действовал пророк Илия. То же самое предсказал об Иоанне Предтече пророк Малахия, – он назвал его прямо именем Илии (Мал. 4:5-6). Обратити (чтобы возвратить) сердца отцев на чада (детям). Это значит, что Иоанн восстановит мир и любовь между членами семьи; так как до него, при упадке народной нравственности, семейные нравственные связи ослабели, а появление разных сект внесло в семьи разлад и раздвоение. Противным в мудрости праведных (возвратит непокоривым, т. е. непокорным закону Божию, безнравственным, нечестивым, образ мыслей праведных). Это значит, что Предтеча сделает людей безнравственных – нравственными, нечестивых – благочестивыми.

Уготовати Господеви люди совершены (дабы представить Господу народ приготовленный), т. е. приготовить еврейский народ к принятию Мессии, указывая на близость Его пришествия и призывая к покаянию. Если же и после проповеди Предтечи народ остался не вполне приготовленным, то это произошло уже не от проповедника, а от собственного нерадения народа, его невнимательности и злой воли. «Когда приходил какой-либо пророк с проповедию, пишет блаж. Феофилакт, то не все веровали, но способные, т. е. предуготовившие себя к тому; так и Иоанн приготовлял Господу людей, но не непокорных, а способных, т. е. предуготовившихся к принятию Христа.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный

«И предъидет пред Ним», т. е. будет идти впереди Бога (ср. стих 16). Пророки Ветхого Завета неоднократно изображали наступление Мессианского времени как пришествие Иеговы, Который как Мессия явится Своему народу и спасет его от ига врагов его (Ис.46:13, 52:10, 56:1).

«В духе и силе Илии». Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил (Ин.10:41).

«Чтобы возвратить…» О деятельности Иоанна евангелист говорит почти буквально словами пророка Малахии (Мал.4:6). У пророка же (см. в Толк. Библ. комментарий к Мал.4:6) речь идет о мире в семье. Так как Иоанн не делал ничего такого, как и Илия, то некоторые толкователи (у нас – Богословский, с. 169) полагают, что здесь идет речь о возобновлении духовного единства между древними патриархами (отцы) и их потомками – единства, прерванного непокорностью и непослушанием последних. Это необходимо для того, чтобы еврейский народ был в состоянии принять Господа (ср. 16-й и начало 17-го стиха).