Толкования на Лк. 1:39

Свт. Филарет (Дроздов)

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин

Пример нашего Господа, равно как пример Святой Девы и апостолов, доказывает нам, говорит один просвещеннейший богослов, что нет состояния совершеннее того, где жизнь внешняя освящается жизнью внутренней. Живущие таким образом никогда не теряют из виду Бога среди занятий внешних; они всегда имеют пищу на небе, — как Ангел, сопровождавший Товию на земле.

Мария, не тщеславясь высоким достоинством, до которого она была вознесена, и не смотря на трудности пути, предупреждает свою родственницу Елисавету и идет повидаться с ней из одной любви.

Избранные места из Священной Истории

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Вставши же Мария во дни сии (после явления Ангела), с поспешностью пошла в нагорную страну («Иде в горняя» – славянская редакция)

Так душа, закрепляя в себе Божью поддержку, явленную в какой бы то ни было форме, должна немедленно обнаруживать свою активность на пути к Богу. Душа не остается только в сладостном переживании Божиего посещения, а должна личным подвигом устремиться ко Христу исполнением Его заповедей. И пусть она устремится без промедления, чтобы не допустить снижения настроенности, дарованной Господом. Мария с поспешностью пошла «в горняя». Конечно, душа устремляется «в горняя», к небу, к Богу… устремляется по восходящей ввысь дороге к Небесному Иерусалиму, потому и сама она поднимается над грехом и землей, ибо дыхание Духа ее «восперяет, возращает, устрояет горе» (воскресный антифон 6-го гласа).

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 39-42 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. Дева, услышав от Ангела, что Елисавета зачала, поспешила к ней, частью радуясь благополучию сродницы, а частью, как весьма благоразумная, желая окончательно увериться в том, истину ли сказал явившийся ей, чтобы по справедливости сказанного о Елисавете не сомневаться и в касающемся Ее самой. Ибо хотя Она и надеялась, но все же боялась, чтобы как-нибудь не обмануться, и это - не по неверию, но по желанию точнее узнать дело. Захария жил в нагорной стране; поэтому Дева туда и спешит. А Иоанн, получив некоторое особенное дарование пред прочими людьми, играет в утробе матери, почему он и больше пророков (Мф. 11:9), ибо они пророчествовали после своего рождения, а он удостоился такого дарования будучи еще в утробе матери. Смотри: Дева приветствовала Елисавету, то есть начала речь с ней. Итак, голос Девы был голос воплощающегося в Ней Бога, а потому Он и Предтечу удостоил благодати еще во чреве и соделал пророком, ибо пророчественные слова Елисаветы к Марии были слова не Елисаветы, а младенца; а уста Елисаветы только послужили ему, подобно как и уста Марии послужили Сущему в утробе Ее - Сыну Божию. Ибо Елисавета тогда исполнилась Духом, когда младенец взыграл во чреве; если бы младенец не взыграл, она не пророчествовала бы. Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал. Что же пророчествовал? «Благословенна Ты между женами». Потом, поскольку многие святые жены рождали недостойных детей, например Ревекка Исава, говорит: «и благословен плод чрева Твоего». Можно разуметь и иначе: «Благословенна Ты между женами». Потом, как бы кто спрашивал: почему? - высказывает причину: ибо «благословен плод чрева Твоего», то есть ибо плод чрева твоего - Бог, так как один Бог благословен, как и Давид говорит; «Благословен грядущий» (Пс. 117:26). Ибо в Писании обычно употребление союза «и» вместо союза «ибо»; например: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна» (Пс. 59:13), вместо: ибо суетно спасение человеческое; и опять: «се, Ты разгневался еси, и мы согрешихом» (Ис. 64:5), вместо: ибо мы согрешихом. - Называет Господа «плодом чрева» Богоматери, потому что зачатие было без мужа. Прочие младенцы суть рождения отцов, а Христос плод одной утробы Богоматери, ибо Она одна понесла Его.

Толкование на Евангелие от Луки.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст.39-40 Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов: и вниде в дом Захариин и целова Елисавет

Во дни тыя (сии), т. е. после того, как Пресв. Богородица получила Архангельское благовестие о рождении от Нея Спасителя мира и в то же время узнала, что и родственница Ея Елисавета скоро будет матерью. Иде со тщанием (пошла с поспешностью) к Елисавете. Пресв. Богородице хотелось поскорее сообщить Свою тайну и радость Елисавете, как ближайшей и старшей Ея Своей родственнице, а также хотелось разделить с нею и ее радость, по случаю имевшего быть скорого рождения ею самою сына: подобное желание обыкновенно бывает очень сильно в обстоятельствах и не такой великой важности. Могла Св. Мария открыть свою тайну и радость Иосифу, как ближайшему к Себе человеку, но боялась, чтобы не смутить его (проф. Богосл.). В горняя (в нагорную страну), во град Иудов. Полагают, что это был Хеврон, знаменитейший священнический город, находившийся в нагорной Иудейской стране, недалеко от Вифлеема, или находившийся близ него, небольшой город Левитов Иутта (Лк. 1:24). По разделении Еврейского царства на Иудейское и Израильское при сыне Соломона Ровоаме, одна часть хребта гор, который прорезывает среднюю и южную часть Палестины, осталась в Иудейском царстве, а другая перешла в Израильское, и стали называться, первая – горою Иудиною или нагорною Иудиною страною, а вторая – горою Израилевою или нагорною Израилевою страною. (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин

О самом зачатии Марией Христа евангелист не говорит ни слова: оно, как само собой понятно, наступило тотчас же, как Пресвятая Дева сказала: «да будет Мне по слову твоему». Теперь евангелист описывает путешествие Пресвятой Девы к Елисавете, на которую Ей указал Ангел, как на знамение для укрепления Ее веры. Этим знамением Пресвятая Дева не хочет пренебречь и немедленно собирается в путь.

«В нагорную страну». И Назарет, где жила Пресвятая Дева, собственно, тоже лежал на горах. Но «нагорной», или «горной», страной принято было у иудеев называть собственно ту часть Иудеи, которая состояла из горной цепи.

«В город Иудин», т. е. в один из городов, принадлежавших колену Иудину. Согласно новейшим исследованиям, это был город Вет-Захарие, следы которого найдены на месте, принадлежащем в настоящее время русскому правительству. Это место находится близ Вифлеема.

Толковая Библия.