Толкования на Лк. 1:51

Свт. Иннокентий (Борисов)

явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их

Вот средство у премудрости Божией к наказанию гордых! Для сего не нужно никаких усилий, никаких особенных мер; довольно одной мысли - их же собственного сердца. Расточимыслию сердца их. Как мысль расточает гордых? Весьма естественно и вместе необходимо. У смиренного сердца как глубокий кладезь, в коем вода стоит тихо, зыблясь от веяния благодати Божией, отражая в себе полный лик духовного солнца и источая из себя токи благих мыслей и дел. А у гордого сердце как гордый кипучий родник, который, падая с утеса на утес, разлетается непрестанно в брызгах. Разлетаясь сами, мысли гордых расточают их самих. Увлекаясь то тем, то другим высокомерным замыслом, гордый непрестанно, так сказать, раздробляется на части, расточает напрасно свои силы, способности и самое время. Покушаясь на многое, превыше сил, он нередко падает и разбивается. Еще сильнее действует сей закон расточения в приложении ко многим гордым. Им никак нельзя ужиться вместе. Мысли сердца их идут наперекор одна другой, и заставляют их не терпеть друг друга. Расточи гордыя мыслию сердца их.

Заметки.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (ст. 46-47) что явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем; восприял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века

Та же молитва Господу. Господь оправдал обетование Свое и явил силу руки Своей! Смиренный, предоставивший себя воле Господа – спасен. Гордый, утверждающий жизнь на греховной самости – погибнет… Гордый обосновывается на своих мыслях, а Господь «рассеивает надменных помышлениями сердца их». Эгоистическое земное мудрование надменных порождает только неустройство, затемняет пути жизни и вместо объединения любви создает обособление эгоизмов, запутавшихся в самоизмышленных целях. Гордый вздымается, кичится, хочет занять первое место, а Господь, обнажая неустройство жизни надменных, «низлагает их с престолов» властвования и возносит смиренных, идущих Его путем, потому что Божий путь прочен, и идущий по нему возносится ввысь. Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется ими удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но – тщетно. Господь насыщает только «алчущих правды»… Они насыщаются истинными «благами» и «в Бога богатеют»… И они блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а «богатящиеся», т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся «ни с чем»… Так смиренный, предавший себя Божиему водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен, исполнен жизни; и все это потому, что «воспринял» Господь его, как «Израиля, отрока Своего», и распростер над ним «милость Свою», обещанную «Аврааму и семени (потомкам) его до века». Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 51-56 Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Мышца Отца - Сын; итак, Бог и Отец в Сыне Своем явил власть и силу над природой, ибо при воплощении Сына природа побеждена: Дева родила, Бог соделался человеком, а человек - Богом. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих и послав одних в бездну, а других - в свиней. Можно разуметь и об иудеях, которых рассеял по всякой стране и которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в душах человеческих имели престолы, покоясь в них. Но и фарисеи суть сильные как похитители принадлежащего бедным и как учители, имеют престолы, с коих они низложены. «Вознес смиренных» людей или язычников, коих грех смирил; вознес их, даровав им сыноположение; подобно как и алчущих, тех же самых, то есть язычников (ибо они не имели писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал вне Иерусалима, горного и дального, лишенными всякого блага. Ибо иудеи ныне не имеют ничего, хотя и кажутся имеющими. «Воспринял Израиля, отрока Своего». Говорится или о чувственных израильтянах, ибо многие десятки тысяч и из них уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму, сказавшего ему: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или говорится об Израиле духовном, ибо всяк видящий Бога называется Израилем, так как имя сие означает: видящий Бога; итак, воспринял сих видящих Бога, возведя в небесное наследие. - Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев, потом возвратилась. Поскольку Елисавета имела родить, то Дева удаляется ради множества имеющих собраться к рождению, ибо Деве неприлично находиться при таких обстоятельствах. А из того, что Дева возвратилась при наступлении для Елисаветы времени родить, видно, что Ангел пришел к Марии в шестой месяц от зачатия Предтечи; да Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев; вот почти и девять месяцев.

Прот. Иоанн Бухарев

сотвори державу мышцею Своею: расточи гордыя мыслию сердца их

Сотвори державу мышцею Своею (явил силу мышцы Своей). Мышца, это – знак могущества. Словом мышца называется Божие всемогущество. В этих и дальнейших Своих словах, Пресв. Богородица изображает предвиденный Ею, великий переворот, который совершит Господь чрез устроение царства сына Ее, Мессии. Расточи гордыя мыслию (рассеял надменных помышлениями) сердца их. Надменный, или гордый, это – несмиренный, думающий о себе много и кичащийся собою, возвышающийся и на разум Божий. Под надменными здесь разумеют язычников, и слова расточи (разсеял) и пр. значат, что не в среде гордых язычников, а среди бедного, униженного еврейского народа явился Спаситель, от сего народа произошло спасение мира ((Ин. 4:22) Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 51-53 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем

В третьей строфе Мария отдельными штрихами изображает всемогущество, святость и милосердие Иеговы, на которые Она только кратко указала в предшествующей строфе. (Здесь идут аористы, обозначающие, что говорящая представляет Себе при каждой отдельной фразе какое-либо событие из истории израильского народа.)

«Явил силу мышцы Своей». У человека при борьбе действует мышца ручная. Бог также здесь представляется борцом, у которого необыкновенно сильная мышца (ср. Иов.40:4).

«Рассеял надменных помышлениями сердца их». Надменные, гордые люди имеют в сердце или в душе своей много помышлений или великих замыслов, но Бог их рассеял, т. е. всех разогнал, когда они замыслили боговраждебное дело совершить общими силами. (Может быть, здесь подразумевается рассеяние народов во время Вавилонского столпотворения.)

«Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных». Сильные – это знатные и богатые люди, пользовавшиеся своими преимуществами во вред всему народу, а смиренные – люди низкого звания и бедные. Бог ставил последних на место первых.

«Алчущих исполнил…» Мысль та же, что и в предшествующей фразе. Блага здесь понимаются, несомненно, только материальные: этого предположения требует контекст речи.

Толковая Библия.