Толкования на Лк. 1:52

Свт. Филарет (Дроздов)

низложи сильныя со престол, и воз­несе смирен­ныя

В сих словах есть что-то непонятное. Понятно, почему Пресвятая Дева радуется о том, что Бог возносит смиренных: так должно быть по Ее собственному смирению. Понятно, почему радуется Она о том, что Бог исполняет благами алчущих: так должно быть по Ее человеколюбию. Но почему радуется Она и о том, что Бог низвергает сильных с высоты их могущества и славы, что почитавшихся богатыми отпускает ни с чем? Как согласить сию суровую радость с кротостью Девы и с человеколюбием Благодатной? Непонятно.

Дабы разрешить сие недоумение, надлежит вникнуть, что значит изречение Мариино: Низложи сильныя со престол. Не то же ли может быть, что изречение Христово: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). В этом случае понятна радость Матери Спасителя нашего. Радуется она о том, что духи лжи и злобы, прельстившие первых человеков, поработившие род человеческий, господствующие над алтарями идольскими и оттуда простирающие свое владычество на престолы и царства языческие, светом истины Христовой должны быть обличены, силою духа Христова — побеждены, да обратятся человеки от тьмы во свет и от области сатанины к Богу (Деян. 26:18). Впрочем, трудно утверждать решительно, что такое значение слов Марииных есть ближайшее и единственное, хотя и можно допустить оное как сокровенный разум оных. Нечто другое, более близкое открывается при сличении Ее изречений, одного с другим. Сильные низложенные суть кто-то такие, вместо коих вознесены смиренные; богатые оставленные тощими суть кто-то такие, вместо коих взяты и напитаны алчущие. Но как смиренные и алчущие без сомнения суть человеки, то между человеками же должно искать сильных, коих Бог низлагает, и богатых, коих Он отсылает тощими. Итак, не тем ли сильным угрожает низложением Смиренная Дева, коим еще ранее Сам Бог угрожал через Пророка: Горе крепким во Израили; Не престанет бо ярость моя на противныя; — и почему? — потому что князи твои, Иерусалим, не покоряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии? (Ис. 1:23). Не таким ли богатящимся возвещает лишение бедная Дева, против коих и прежде вопиял Пророк: Горе… совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отымут что? (Ис. 5:8). Да, теперь понятен, очевидно, праведный Суд Божий на сильных и богатых притеснителей и беззаконников, но в этом случае опять не совсем понятна радость Пресвятой Девы о их падении. Пророк строгих времен закона с жалостью произносит на них горе, а благодатная Предначинательница дней благодати радуется при виде их бедствий, впрочем, такою радостью, которую нельзя осмелиться осудить, потому что радость сия есть Боговдохновенная. Тайна сей не довольно, по-видимому, человеколюбивой радости о падении нечестивых заключается в чистой любви к Богу и к человекам и в соразмерном чистоте сей любви нелюблении мира прелюбодейного и грешного. Мир с его мудрованием, ложным и безумным, с его страстями, похотями, пороками, злодеяниями пред очами души Чистой представляет такое отвратительное, такое ужасное зрелище, от которого страждет Она иногда почти как от ада, как именно сказано о душе Лота, что видением и слухом праведный, живый в содомлянах, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет. 2:8), страждет Она внутренно, за истину отвергаемую, за добродетель изгоняемую, за славу Божию оскорбляемую, за души человеков взаимно растлеваемые и в погибель влекомые. Посему, напротив, зрелище предстоящего суда Божия над миром не столько ужасает чистую Деву, сколько разрешает от долговременного Ее ужаса и даже возбуждает в Ней святую радость о том, что правда и спасение Божие для праведных наконец является и что самые грешники, быв остановлены на пути греха, по крайней мере перестанут увеличивать свое будущее осуждение. Не одна Матерь Господа подает нам пример такой радости о Господе, Судии мира. Он Сам поучает всех нас такой же радости. Начинающим сим бывати, то есть, когда явятся знамения приближающегося пришествия и суда Христова, восклонитеся, повелевает Он, и воздвигните главы ваша (Лк. 21:28), то есть взирайте на сие не с робостью и печалью, но со вниманием, надеждою и радостью.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (1831 г.).

Сщмч. Григорий (Лебедев)

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных

См. Толкование на Лк. 1:51

Прп. Макарий Великий

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных

Ибо поистине пришедший Царь Христос искупил Иерусалим, то есть душу, от его врагов и от тех, кто поработил и умучил ее во зле тьмы, ибо Он низложил сильных с их престолов и возвысил смирившуюся душу, и воцарился Христос в ней, и Он устроил ее для Себя вечным престолом, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 33). Ибо Он искупил иерусалимского человека, созданного по образу Своему. И так исполнилось поистине слово Божие. Если же в явном, как мы видим, ничто из этого не произошло и скрытно в душе не совершается, то где истинное слово Божие, где глаголы Божий исполнились? Значит, тщетно все предобещанное и пророки — лжецы? Да не будет! Где, следовательно, воцарился Христос, ибо Он не воцарился в видимом? Ясно, что Он приготовил чистую душу и сделал Себе престолом. И где собрал и искупил Израиля? Ясно, что избавил человека от страшных врагов и собрал его, рассеянного.

Собрание рукописей типа I. Слово 24.

Блж. Феофилакт Болгарский

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных

См. Толкование на Лк. 1:51

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 52-53 низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя: алчущыя исполни благ и богатящыяся отпусти тщы

Низложи сильныя (сильных) со престол. Низложить с престола значит опровергнуть и уничтожить. Образ взят с низвержения царей. Эти слова значат, что в царстве Христовом будет низвергнуто все гордое и надменное, а возвышены будут люди смиренные, – по-видимому, уничиженные, но этим смирением и уничижением своим стяжавшие высокое нравственное достоинство.

Алчущия (алчущих) исполни благ. Здесь разумеются алчущие духовных благ, то же, что у еванг. Матфея (Мф. 5:6), алчущие правды, т. е. стремящиеся к оправданию пред Богом, желающие насытиться благами царства Мессии. Богатящияся отпусти тщы (богатящихся отпустил ни с чем), т. е. т, которые в своей гордости считали себя богатыми духовными совершенствами и не имели алчбы к духовным благам царства Мессии, остались ни с чем. Здесь разумеются нежелающие принять Христовой веры, каковы, напр., были, считавшие себя праведниками и гордившиеся своею праведностью, фарисеи (О них чит. в объясн. (Лк. 3:7)).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных

См. Толкование на Лк. 1:51