Толкования на Лк. 1:67

Сщмч. Григорий (Лебедев)

И Захария, отец его (Предтечи),.. пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил…, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас… помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей

Снова молитва благодарности Господу. В ней благодарение за самое призвание души и оправдание ее в служении Богу. Благословен Господь, что Он сотворил милость, исполнил обетование Свое, посетил души людей Своих и дал им избавление, послав Христа, Отрока Своего, как рог спасения, воздвигнутый из дома Давидова. Благословен Господь, спасающий нас Христом Своим… Благословен Господь, спасающий нас от врагов наших… Это, прежде всего, наши грехи, причиняющие нам наибольшее зло. А потом – люди, борющие нас. Господь спасет нас… «от руки всех ненавидящих нас»… потому что предречено, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое». Благословен Господь, призывающий нас, по избавлении от грехов и врагов наших, небоязненно «служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». В последних словах указана задача жизни души. Господь призвал душу, посетил ее, освятил, и теперь задача призываемой со всем мужеством последовать за своим Спасителем и ходить пред Ним в правде Его пути и святости жизни по Его заповедям… Ходить без устали, без уныния, в постоянстве обращенного к Нему сердца во все дни жизни.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Блж. Феофилакт Болгарский

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря

См. Толкование на Лк. 1:65

Прот. Иоанн Бухарев

И Захариа отец его исполнися Духа Свята, и пророчествова, глаголя

Сказав о впечатлении, произведенном на народ необычайным рождением Предтечи, евангелист излагает ту речь, которую, исполнившись Духа Святаго, произнес отец Предтечи Захария. Речь его имеет своим содержанием пророчество – о грядущем Мессии и о Предтече Его, новорожденном сыне Иоанне. В пророческом воодушевлении Захария, подобно как Святая Дева Мария, произнесшая Свою речь при свидании с Елисаветою ((Лк. 1:46) и дал.), видит Мессию, как бы уже пришедшаго и совершившего великое дело искупления человечества, и благословляет Его за эту великую милость. В этом Мессии Захария видит такое Лице, посредством Которого Господь, верный Своим обетованиям, возвещенным устами всех ветхозаветных пророков, наконец, благоволил избавить народ Свой от угнетающих его врагов. Благодатное царство Мессии будет состоять в том, что народ иудейский, освобожденный Им от порабощения врагам, озарившись новым светом Богопознания, будет уже безбоязненно, в святости и правде, служить своему Господу.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря

Речь Захарии, по-видимому, относится к тому времени, когда в иудейском народе пробудился особый интерес к личности сына Захарии (стих 66). В этой речи Захария говорит как священник – это первое. Затем, он во многом напоминает собой и ветхозаветных пророков, предсказывавших о пришествии Мессии, особенно же Исаию (Ис.40) и Малахию (Мал.3–4). Кроме того, Захария повторяет мысли Псалмопевца (Пс.131:4; 71:15).

«Пророчествовал». Это слово обозначает не только предсказания, а вдохновенную речь вообще (ср. 1Цар.10:10; 1Кор.12:10). Речь Захарии с удобством делится на три части. В первой части Захария прославляет Бога за послание в мир Мессии и за спасение Израиля (стихи 68–75). Во второй – пророчествует о назначении сына своего – быть Предтечей Господа (стихи 76–77) и, наконец, в третьей (стихи 78–79) – снова обращается к личности Мессии и в величественных чертах изображает как Его пришествие к людям, так и блага, которые Он дарует людям (ср. Богословский, с. 290).