Толкования на Лк. 1:68

Сщмч. Григорий (Лебедев)

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему

См. Толкование на Лк. 1:67

Блж. Феофилакт Болгарский

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему

См. Толкование на Лк. 1:65

Прот. Иоанн Бухарев

благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим

Посети (посетил) народ Свой, т. е. пришел утешить его, помочь ему, послав Спасителя, воплотившегося Своего Сына. Сотвори избавление, т. е. искупление человечества от греха, проклятия, – зла на земле в наказание за грехи, – и от смерти, – смерти вечной, мучения в аду, в загробной жизни. Образ берется от обычая выкупать (искупать) пленных от врагов за известное вознаграждение или цену. Под образом выкупа пленных представляется и дело спасения людей, совершенное Искупителем мира Иисусом Христом. Все люди, со времени грехопадения своих прародителей в раю, сделались пленниками диавола и греха и подлежали проклятию и погибели в аду, и при этом сами собою не имели возможности оправдать себя пред правосудием Божиим – т. е. как бы сделать выкуп. Этот выкуп мог сделать только Единый, как безгрешный, воплотившийся Сын Божий. Ценою сего выкупа послужили крестные страдания и смерть Его, невинного, следовательно, не подлежащего страданиям и смерти, а принявшего их за грехи других.

Чрез этот выкуп человек освобожден от греха и следствий его, но лишь должен усвоить себе эти заслуги крестных страданий и смерти Христа – Спасителя своею верою в Него и жизнью по сей вере. Посему-то Христос и называется Искупителем или Спасителем. «Как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти, читаем мы в катихизисе (4-й член.); так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе. Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи безконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертию.»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему

Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия.

«Посетил» (ἐπεσκέψατο), т. е. воззрел, обратил Свой милостивый взор (ср. Деян.15:14) «и сотворил избавление ему» (правильнее: народу Своему. Последнее выражение в русском переводе неправильно отнесено к глаголу «посетил», который стоит совершенно самостоятельно). Под «избавлением» или «искуплением» (λύτρωσις) Захария прежде всего, конечно, понимает политическое освобождение народа (ср. Лк.24:21), но затем, несомненно, ему было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое также входило в понятие о мессианском спасении (ср. стих 71).