Толкования на Лк. 1:69

Сщмч. Григорий (Лебедев)

и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего

См. Толкование на Лк. 1:67

Блж. Феофилакт Болгарский

и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего

См. Толкование на Лк. 1:65

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 69-70 и воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего: якоже глагола усты святых сущих от века пророк Его

Рог спасения – спасительный, могущий спасти, рог. Образ взят от рога, находившегося на жертвеннике в ветхозаветном еврейском храме, который обыкновенно служил спасительным для преступника. У евреев было так, что, когда преступник прибегал к жертвеннику и ухватывался за рог, то это избавляло его от наказания за преступления ((3 Цар. 1:50; 2:28) и дал.). Подобно сему прибегающий к Господу Спасителю с верою и покаянием получает прощение грехов и не подлежит уже заслуженному наказанию. В дому Давида отрока Своего. Это значит, что Спаситель произойдет из рода Давидова. Давид назван отроком или рабом, потому что он был верным служителем Божиим (Лк. 1:54). От века, т. е. издавна, издревле (Деян. 3:21).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего

Здесь благословляет Бога Захария за то, что Он в потомстве Давида воздвигнул или восставил «рог спасения».

«Рог» здесь берется как обозначение силы (ср. 1Цар.2:10) и может быть заменен словом «сила». Значит, Бог восставил «силу спасения» или приносящую спасение, иначе сказать, Мессию Спасителя. Из того, что Захария упоминает о происхождении Мессии из дома любимого раба (отрока – παίς, ср. стих 54), можно выводить заключение, что он признавал Марию за члена дома Давидова: при безмужнем зачатии Она одна давала Христу права на то, чтобы быть потомком Давида.