Толкования на Лк. 2:1

Свт. Филарет (Дроздов)

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле

Римская Империя никогда не была так обширна и могущественна, как при цезаре Августе. Так как самая большая и лучшая часть из трёх, тогда известных стран света, покорилась власти римлян, то они и называли себя владыками всей земли. Посему Август, желая с точностью знать силы и доходы Империи, велел сделать перепись своим подданным и наложил на них поголовную подать, которая взыскивалась со всех.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-7 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю - кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: «не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ. - Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой. - Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей - место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс. 48, 13. 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей - нам. Итак, мир - ясли, а мы - неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.

Прот. Иоанн Бухарев

Бысть же во дни тыя, изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную

О Рождестве Христовом поветствует и св. Матфей, но в повествованиях св. Луки и св. Матфея есть некоторые особенности. Так оба они повествуют о том, как была открыта достойным людям тайна воплощения Христова; но еванг. Матфей повествует об открытии этой тайны ангелом праведному Иосифу, обрученнику Св. Девы Богоматери (1 гл.), а св. Лука, опуская это событие, сообщает об открытии тайны воплощения правед. Елисавете, матери Предтечи Христова, родственнице Пресв. Богородицы (1 гл.], Еванг. Матфей писал свое Евангелие для христиан из иудеев, из которых многие думали, что Иисус Христос был сын Иосифа (Мф. 13:55; Мк. 6:3), и чтобы уничтожить это ложное мнение, он и повествует в самом начале Евангелия о таком чудесном событии, которым неоспоримо подтверждается сверхъестественное происхождение И. Христа от Девы Марии. Еванг. Матфей также опускает историю Рождества Христова и поклонения Ему, новорожденному, пастырей, начав повествование с поклонения волхвов. Опущенное св. Матфеем повествует св. Лука, но в свою очередь опускает историю поклонения волхвов и соединенных с этим поклонением, избиения младенцев в Вифлееме, бегства Св. семейства в Египет и возвращения оттуда.

Во дни тыя (в те дни), то же, что у Матфея (Мф. 3:1), во дни оны. Это выражение часто употребляется в Свящ. писании при переходе от одного повествования к другому, и не только тогда, когда говорится о таких событиях, которые тотчас последовали, но и о таких, которые были по истечении многих лет (Злат.). Здесь им означается время перед Рождеством Христовым.

От кесаря Августа. Август кесарь, – это Римский император Октавиан, в царствование которого родился Христос. За 64 года до Р. Христова, Иудея подпала под власть Римлян. Это обстоятельство прямо указывало на то, что настало время явления Спасителя, как и предсказано было патриархом Иаковом, что пред пришествием Спасителя у евреев не будет своих царей (Быт.49:10), и пророком Даниилом, при объяснении сна царю Навуходоносору, что Спаситель явится, когда на земле будет железное, Римское царство (19 гл.). Написати (сделать перепись), – так называемую ревизию, – перепись жителей и их поземельных владений. Всю вселенную (по всей земле), т. е. по всему Римскому государству, которое, по тогдашнему представлению, обнимало всю вселенную.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле

«В те дни» – выражение неопределенное, но по связи с предыдущим можно полагать, что оно означает время, когда родился Иоанн Креститель.

«Вышло повеление» – был издан указ. По мнению Богословского, здесь речь идет, собственно, об издании или обнародовании указа в Иудее: в Риме он стал известен раньше (Богословский, с. 341).

«От кесаря Августа», т. е. от римского императора Августа (впоследствии имя Август – «священнейший» – стало общим прозвищем римских императоров). Первоначально Август назывался просто Октавианом.

«Сделать перепись», т. е. описание лиц и предметов, на которые налагался государственный налог (подати и пошлины). При этом описании, как можно заключать из 2-го стиха, где это описание поставлено в одной линии с цензом Квириния, делалось внесение известных, подлежащих налогу, лиц в особые податные книги.

«По всей земле», – точнее: по всей вселенной (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην). Здесь подразумевается вся Римская империя; римские императоры носили титул «владыки вселенной».