Толкования на Лк. 2:10

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям

И не богатым, не умным людям в Вифлееме Бог возвестил с самого начала рождение Своего Сына: гордость, скупость и изнеженность послужили бы сильным препятствием к тому, чтоб идти поклониться обнищавшему, страждущему и уничиженному. Прежде всего возвещено было об Иисусе Христе пастухам, людям бедным, низким и привыкшим к работе: они то были способнее других к тому, чтобы простою и пламенной верой принять тайны религии, которые Бог благоволит открывать людям малым и скрывает от великих.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям

См. Толкование на Лк. 2:8

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 10-12 И рече им Ангел: не бойтеся: се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех

Не бойтеся, это слово ободрения и успокоения. Так успокоивал небесный вестник Захарию, при явлении ему в храме (Лк. 1:13), и Пресвятую Деву Марию в день Благовещения (Лк. 1:30). Радость велию (великую) всем людям – всему человечеству. «Рождение всегда больше или меньше радостное, замечает святит. Филарет, потому что представляет расширение и торжество жизни. В особенности рождение бывает радостно для тех, кому или у кого и для кого родился младенец. Если он родится известному семейству, радость всему семейству. Если он родится народу и государству, как напр, сын царев и особенно наследник престола, радость всему народу и царству. Ангел сказал, что радость будет всем людям, значит, возвещаемый Младенец рождается всем людям, по семейству, по народу, по всем людям на свете, сколько есть, было и будет. О, радость безпредельная, простирающаяся от неба до ада, восклицает тот же Святитель, вожделенная, как спасение, сладостная и восхитительная, как помазание Духа Св., и могущественная, как Виновник ея – Господь»!

Спас (Спаситель) – от грехов и от погибели за грехи. (Чит. объясн. (Лк. 1:31) и (Лк. 1:68)). Христос – Господь, т. е. обещанный Богом и ожидаемый иудейским народом, Мессия. Христос – слово греческое, а еврейское Мессия значит помазанник. У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков помазывали елеем, почему они и назывались помазанниками. Помазание означало посвящение сих лиц каждаго на свое служение, и посредством его помазуемым обыкновенно сообщались особенные дары Божии в помощь к достойному прохождению их служения. Так были помазаны Аарон первосвященник (Исх. 28:41), цари Саул и Давид (1 Цар. 10:1, 16:13) пророк Елисей (3 Цар. 19:16). Сын Божий, воплотившийся и родившийся на земле, назван Мессиею или Христом, т. е. помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, как-то: святость первосвященника, могущество царя и ведение или знание пророка.

Имя Господь – название Мессии в ветхозаветное время (Пс. 19:7, 27:8; Лк. 23:2; Деян. 2:26). «Видно Вифлеемские пастухи имели некоторое понятие о Христе, замечает святит. Киев. Филарет, когда небесный вестник, видящий мысли их, надеялся достаточно вразумить их о великости извещаемой радости, сказав, что возвещаемый есть Христосъ». – «Ах, вестник радости! восклицает при этих словах один из наших святителей (Москов. митрополита Филарет). Не разрушил ли ты ее, думая возвысить и утвердить знамением? Что за радость видеть младенца не в порфире или в светлом доме, даже не в хижине, даже не в колыбели, но в яслях, и следственно в каком-нибудь жилище бессловесных, или в пустом месте, незащищенном от декабрьского ночного воздуха?.. Для спасения человека, нисходя до смиренного рождения, Христос нисходит еще и до уничиженных яслей. Чрез сие дает Он особенное знамение, что хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей; и тогда не должен ты отчаяваться в снисхождении Спаса своего, Который, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях души твоей почить Своею благодатию и Своим миром, если только покаянием и верою пред Ним себя повергнешь.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям

См. Толкование на Лк. 2:8