Толкования на Лк. 2:14

Свт. Григорий Палама

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

По причине Родившегося сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевает похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, что бы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней и в равной мере, как там (на небе) славится Святыми и Ангелами Его.

Но что за причина общего сего Ангелов и людей славословия и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всех людей благая весть? «Се бо, – говорит Ангел пастырям, – благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк.2:10). Итак, что это и какая эта всемирная радость, возвещаемая евангельским гимном, говорящим: «Мир, в человецех благоволение», – выслушай до конца, и узнаешь. – Ибо Бог, Который разгневался на человеческий род и подвергший его страшным проклятиям, ныне пришел во плоти, имея Свой мир даровать им и примирить их с Высочайшим Отцем. Потому что Ангел возвещает пастырям: «Родился не нам, Ангелам, хотя ныне на земле Он бывает видим, Кого на небесах мы воспеваем, но вам, людям, т.е. – ради вас, а также и в вашем естестве родился Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом». – Что же желает присущее миру благоволение Божие? – Присущее миру, потому что: «мир», говорит Ангел, «благоволение в человецех». Случалось когда и раньше Он являл примеры мира к людям: потому что и Моисею Бог «глагола, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу» (Исх.33:11); и Давида Он нашел по Своему сердцу (Деян.13:22); и самому всему Иудейскому народу Он явил знамения мира, снисшед ради них на гору (Синайскую) и говорив к ним из среды огня и мрака, но – не в благоволении: потому что благоволение – угодная сама по себе и предшествующая и совершенная воля Божия. Итак, предшествующая и совершенная воля Божия в отношении к неким людям или одного из народов не заключается в (оказанном им) благодеянии, и оно не было «совершенным»; посему, как «сыновьями» Бог называл многих, Единый же есть Тот, «в Котором Его благоволение» (Мф.3:17); так и многократно Он даровал людям Свой мир; единый же есть оный мир, который заключает в себе также и Его благоволение, мир, который, благодаря Воплощению Господа нашего Иисуса Христа, дается как совершенный и неизменный всякому народу и всем желающим.

Омилия 60. На спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Свт. Филарет (Дроздов)

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

Слава Богу и мир — людям! Сии два слова составляют высокое значение всех тайн в деле искупления рода человеческого. Все Божественные совершенства, могущество, премудрость, благость, правосудие являются здесь в самом ясном свете. Иисус Христос рождается, чтобы примирить мир со Своим Отцом, воздавая Богу славу, которую грех старался у Него похитить, рождается, чтобы вести брань с грехом и победить его, связать диавола, покорить плоть духу и соединить воли человеческие между собой и с волей Божией; следовательно, Ангелы достойно и праведно воспели сию песнь радости и счастия: Слава Богу! Мир — людям! Слава Богу, отмщающему прощением! Мир людям, послушным учению и благодати Спасителя.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Блж. Феофилакт Болгарский

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

См. Толкование на Лк. 2:8

Прот. Иоанн Бухарев

слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение

См. Толкование на Лк. 2:13

Лопухин А.П.

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

См. Толкование на Лк. 2:13