Толкования на Лк. 2:39

Свт. Иоанн Златоуст

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет

См. Толкование на Мф. 2:23

Свт. Иннокентий (Борисов)

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет

То есть, как бы так сказал евангелист: все, что было теперь с Иисусом во храме, было данью от Него закону Моисееву. Посему-то мы и назвали настоящий праздник праздником исполнения закона.

Беседа в день Сретения Господня.

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет

См. Толкование на Лк. 2:36

Прот. Иоанн Бухарев

И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет

Яко скончашася вся (когда Мария и Иосиф совершили все) по закону Господню, т. е. обряд очищения Марии и посвящения Господу младенца Ея Иисуса (Чит. ст. 22–24). Возвратишася (возвратились) в Галилею. Святое семейство возвратилось в Галилею не прямо после сего обряда, а, как повествует еванг. Матфей, после бегства во Египет (Мф. 2:23). По совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме (ст. 29), Иосиф намерен был возвратиться в свое постоянное местопребывание – в Назарет; но, вдруг получив повеление от Ангела (Мф. 2:13), совершил, вместо сего, путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда, возвратился в Назарет. Еванг. Лука, как сказано выше (1 ст.), опускает путешествие святого Семейства в Египет. Подобный способ повествования нередко замечается у священ. писателей (Чит. (Деян. 9:26) и (Гал. 1:17-18). О Галилее и Назарете чит. объясн. (Лк. 1:26).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 39-40 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем

После принесения в храм Иисуса, родители Его не сразу пошли в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет. Только после смерти Ирода (Мф.2:19 и сл.) Иосиф и Мария вернулись в Назарет. Следовательно, Лука перед 39-м стихом пропустил все, что сказано у Матфея в стихах 1–19 2-й главы.

«Младенец же возрастал и укреплялся духом». Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе (Лк.1:80).

«Исполняясь премудрости». Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усваивал – конечно, главным образом из наставлений и примера Матери – свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом «премудрость» («хохма» – σοφία; ср. Притч.9:1 и сл.). Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории (см., например, у Эдершейма, с. 287–297), но, конечно, тут нельзя сказать, где правда и где вымыслы автора истории… Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать – что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде не получил систематического обучения (Ин.7:15). Сам Эдершейм, так обстоятельно изображавший образование, которое предположительно получил Христос, в заключение говорит: «Мы не знаем с полной достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения:» (с. 295).

«И благодать Божия», т. е. любовь Божия проявлялась над Отроком Иисусом, но в чем – не сказано.