Толкования на Лк. 3:7

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

См. Толкование на Мф. 3:7

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 7-9 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Иудеев называет «порождениями ехидниными», потому что они оскорбляли своих отцов и матерей; ибо это животное, - говорят, - проедает утробу матери и таким образом рождается. Притом они убивали пророков и учителей. «Будущим гневом» называет вечное наказание. «Достойные плоды покаяния» составляет не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния. Не начинайте говорить в себе, что вы хорошего рода, и, надеясь на отцов, не оставляйте добродетели. Бог сможет и от камней сих дать детей патриарху; ибо почти подобное этому Он и прежде сотворил. Утроба Сарры хотя была тверже камней, однако ж она получила благодать деторождения. «Секира» есть божественный суд, исторгающий недостойных из среды живых. Если, - говорит, - не покаетесь, будете лишены жизни. Секира лежит «при корне» ваших дерев. Под «корнем» разумеется жизнь, как мы сказали. Но под «корнем» можно разуметь и родство с Авраамом. От этого родства с Авраамом, по апостолу (Рим. 11, 19-21), отсекаются те, кои недостойны быть его ветвями. Наказание - двоякое, ибо грешный и бесплодный не только отсекается от сродства с праведными, но и в огонь ввергается.

Прот. Иоанн Бухарев

Глаголаше же исходящым народом креститися от него: порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от грядущаго гнева

Речь Иоанна Предтечи к приходящим креститься от него у еванг. Луки изложена подробнее, чем у Матфея (Мф. 3:7-9) и Марка (1гл.), и с некоторыми особенными чертами. Народом (народу), у еванг. Матфея фарисеям и саддукеям, как особенно нравственно испорченным (Мф. 3:7). Разумеются здесь также и подобные им из народа.

Фарисеи и саддукеи – это были две иудейские секты, возникшие незадолго до времени явления Спасителя. Фарисеи (от евр. слова фараш – отделил) назывались так потому, что старались отделить себя от всех прочих некоторыми особенными верованиями и своею внешностью. Кроме закона Моисея, они принимали много разных преданий. Они верили, что Моисей вместе с писанным законом получил от Бога изустные наставления, нигде в книгах не записанные (предание), которые касались главным образом обрядности внешнего благоповедения (Чит. Мф. 15:2). Исполняя мелочныя предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона, – ставили предание выше Писания (чит. Мф. гл. 23) и, приказывая исполнять их другим, сами большею частию не исполняли. Фарисеи носили широкие одежды с нашивками изречений Свящ. писания. Старались казаться народу благочестивыми; но на самом деле это было лицемерие, потому что они были людьми гордыми, сварливыми и честолюбивыми. Встречались, конечно, между ними исключения, каков Савл, впоследствии ап. Павел, и др. фарисеи имели большое влияние на народ, как народные руководители, законоучители. Многие из них изучали законы, были знатоками их, потому назывались книжниками, считались учеными, иудейскими богословами (Мф. 2:4). Саддукеи имя свое получили от Садока, раввина (священника), жившего за 200 лет до Р. Христова. Они учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни Ангелов, ни диаволов, душа человеческая уничтожается вместе с смертию тела и т. п. Они отвергали всякие предания и принимали только письменный закон.

Порождения ехиднова (ехиднины). Ехидна – из породы змей. На языке библейском она служит образом хитрости, лукавства и злости. Порождения ехиднины значит лукавые или злые люди. «Весьма вероятно, что фарисеи и саддукеи, напыщенные своею святостию и уважением народа, никогда не думавшие найти в себе какие-либо недостатки, приходили к Иоанну из подозрения, единственно для того, чтобы выведать намерения нового учителя; особенно безпокоило их то, что, по мере, как возрастало уважение народа к нему, упадала их собственная слава. Можно ли после сего удивляться, что Иоанн встречает их такою грозною речью? (Певн.) Кто сказа (внушил) вам бежать от грядущаго (будущего) гнева? Гнев этот означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. Иудеи думали, что с явлением Мессии язычники будут осуждены, а они, особенно фарисем, будут оправданы. Иоанн же говорит, что гневу, а, следовательно, и осуждению, подвергнутся все не покаявшиеся, вместе с ними и фарисеи – мнимые праведники (Мих.). Словами: Кто внушил (сказа) вам бежатъ от будущаго (грядущего) гнева? Иоанн как бы так говорил фарисеям и саддукеям: что заставляет вас, таких чистых и святых, какими вы представляете себя, теперь однакож бояться и избегать предстоящего гнева Божия? (Злат., Певн.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 7-9 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Эти стихи представляют собой почти буквальное повторение Мф.3:7–10. Различие состоит только в том, что у Матфея Иоанн обращается с обличениями к фарисеям и саддукеям, а у Луки – к толпам народа. Но, как видно из грозного тона речи, Лука имел в виду и то, что в народной толпе преобладающее значение имели фарисеи и саддукеи, – только он отдельно не упомянул их. Прочее см. в комментариях к Мф.3:7–10.