Толкования на Лк. 3:9

Прп. Антоний Великий

Вопрос. Как должно разуметь секиру упомянутую в Евангелии, что ссекает бесплодные деревья?

Ответ. Иоанн видел иудеев бесплодными и изволил приравнять их к бесплодным деревьям. А ответствовал о секире, при корнях лежащей, – это о различающей внезапной остроте живого слова, каковой остротой каждое дерево, не творящее доброго плода, срубается и кидается в огонь. К этому же относятся и слова божественного Апостола, который говорит: «Живо слово Божие, действенно, и острее любого обоюдоострого меча», – называя секущую силу проповеди.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 208.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

Как справедливо, что человек, не приносящий плодов добродетели, понесет должное наказание!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

См. Толкование на Лк. 3:7

Прот. Иоанн Бухарев

Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается

Секира – топор. Когда говорится, что секира или топор лежит при корене дерева, то этим указывается на намерение срубить дерево. Это – образ суда над иудеями и отделение достойных из них вступить в царство Христово от недостойных. Деревья, приносящие добрый плод, сохраняются; так добродетельные из иудеев, как достойные, вступают в царство Христово. Не приносящие же доброго плода, деревья истребляются (посекаются); так иудеи, не имеющие добродетелей, истребятся, т. е. будут отвергнуты.

Говорится, что деревья не только будут срублены, но еще и ввержены (вметаются) в огонь. Это значит, что неверующие, худые иудеи преданы будут мучению в огне геенском, т. е. в аду (Мих.). Об огне чит. в объяснен. 17 ст. Секира только лежит при корени, а не начинает еще посекать. Это значит, что суд близко, но есть еще время избегнуть наказания. «Какая высота духа, замечает при этом св. Златоуст, как сильно и смело говорит Иоанн к людям, которые всегда жаждали крови пророков, которые ничем не лучше змеи!»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь

См. Толкование на Лк. 3:7