Толкования на Лк. 3:15

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он

См. Толкование на Лк. 3:10

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 15-16 Чающым же людем, и помышляющым всем в сердцах своих о Иоанне, еда той есть Христос, отвещаваше Иоанн всем, глаголя: аз убо водою крещаю вы: грядет же Креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его: Той вы крестит Духом Святым и огнем

Народ иудейский во времена Иоанна Крестителя с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди иудеев пророка, и вот, когда явился Иоанн с проповедию своею в духе и силе древних пророков и стал крестить, то они начали думать: не Христос ли это? Тем более еще, что было в народе мнение, что когда придет Мессия, то будет крестить (Ст.3. Мих.). Аз водою крещаю, т. е. погружаю в воду для обозначения доброй перемены в образе мыслей и жизни, для обозначения намерений после покаяния и исповедания грехов исправиться и жить Богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а – не для очищения и освящения (Злат., Кир. Алекс, и др.) На эту разность в крещении указывает сам Предтеча, когда говорит далее о крещении Христовом. Крещение Иоанново, как и все служение его, было приуготовительное, потому не давало очищающей и освящающей благодати Божией, как крещение Христово (См.ст.3). Грядет же креплий Мене (идет сильнейший Меня), т.е. Мессия, Иисус Христос, как Богочеловек, Емуже (у Которого) несмь достоин отрешити (развязать) ремень сапогу (обуви) Его.

На востоке не носили такой обуви, какую носим мы, по причине жары; но, чтобы прикрыть подошву ноги от камней и всего острого, или от горячего песка и т. п., к подошве ноги привязывали дощечку, называемую сандалией. Сандалии делались и из дерева, и из кожи. При входе в дом, сандалии обыкновенно снимали, а при выходе опять надевали. Снимать и надевать сандалии было делом низших служителей. Выражение: Я недостоин развязать ремень обуви, у еванг. Матф. (Мф. 3:11), понести обувь Его, означает унижение Иоанна пред И. Христом, он считает себя недостойным быть последним слугою Господа. Той вы крестит (Он будет крестить вас) Духом Святым и огнем. Крещение Духом Святым означает внутреннее действие на душу крещаемого, действие, очищающее и обновляющее ее, при прощении грехов по силе искупительных заслуг И. Христа (Ин. 3:5). И огнем. Под огнем здесь разумеется то же очищающее и воспламеняющее душу, действие Св. Духа (Мих.). Духом Святым и огнем, – в этом отличие крещения Христова от Иоаннова. Под огнем некоторые из толкователей разумеют и гонения, какие верующие во Христа претерпевали и терпят всегда от неверных (Лк. 12:49).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым

«Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с его внешним, необычайным видом и самой безыскусственной проповедью, производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в своем сердце, не это ли есть Мессия, обещанный Израилю? Это настроение умов легко могло привести к вредным для Иоанна и цели его последствиям. Строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и свое отношение к Мессии» (Богословский, с. 50).

«Не Христос ли он?» Точнее: «не сам ли он (μήποτε αὐτός) Христос?» Иоанн говорил о другом Христе, но, может быть, мы – думал народ – не так что-нибудь поняли? Может быть, он имел в виду себя самого?

Прочее см. комментарии к Мф.3:11–12.

Толковая Библия.