Толкования на Лк. 6:30

Прп. Серафим Саровский

Когда кто-нибудь уничижает или отнимает твою честь, то всеми мерами старайся простить ему по слову Евангелия: От взимающего твоя не истязуй.

Поучения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад

От взявшего твое не требуй назад. Попускай без всякого усумнения брать другим твою собственность, без которой ты можешь обойтись. Ты покажешь в этом случае кроткое расположение своего духа и надежду на Бога, а не на тленные вещи. Помни еще, что в сто раз лучше тебе быть изобиженным от брата и великодушно ради Господа снести его обиду, нежели быть искушенным от диавола и терпеть от него по своему неразумию и привязанности к земному обиду. Еще помни, что за нелюбовь к брату, если он и обидит тебя, ты дашь ответ Владыке, возлюбившему нас до пожертвования за нас Своею жизнию, а за то, что другие у тебя взяли из твоего имущества, ты не подлежишь ответу, и за то еще тебе же будет награда.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад

См. Толкование на Лк. 6:27

Прот. Иоанн Бухарев

Всякому же просящему у тебе дай: и от взимающаго твоя не истязуй

Всякому просящему у тебя дай, т. е. не отказывай ближнему, когда он просит у тебя пособия в нужде, будь это нужда в чем-либо вещественном или духовном, напр., нужда в пище, и нужда в добром совете и т. п.

Нет сомнения, что этими словами о доброте по отношению к ближнему не исключаются некоторые условия и обстоятельства, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно. Наприм., сообразно ли с христианскою любовию подать яд желающему лишить себя жизни, или подать нож требующему его, убийце? Подобно сему не будет грехом против христианской любви отказать в милостыне известному лентяю или пьянице. Так Святитель Тихон Задонский сам не помогал и запрещал помогать таким.

От взимающаго твоя не истязуй (от взявшего твое не требуй назад). У еванг. Матфея: от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5:42). Это значит то же, т. е. не отказывай в нужде ближнему. «Взаймы давай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего,» толкует эти слова Господа блаж. Феофилакт. А в другом месте Спаситель требует еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить, – взаймы давайте, не ожидая ничего (см. ст. 35. Злат.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад

(См. Мф.5:42).

«Не требуй», т. е. подожди, когда он отдаст сам. Если тот не платит, значит, ему нечем заплатить.

Митр. Иларион (Алфеев)

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад

См. Толкование на Мф. 5:42