Толкования на Лк. 6:43

Блж. Феофилакт Болгарский

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый

См. Толкование на Лк. 6:41

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 43-44 Несть бо древо добро, творя плода зла: ниже древо зло, творя плода добра. Всяко бо древо от плода своего познается: не от терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия

В этих и дальнейших словах Иисус Христос дает средства узнать или вообще разузнавать нехороших людей и лжеучителей, и отличать, сих последних от истинных учителей (у еванг. Матфея тут сказано: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7:15), это – не посредством учения или слова, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя.

Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (Чит. Лк. 13:6-9). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам. Цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но эта только – украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево; худ плод, худо и дерево, и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: не от, терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия (не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника).

Так точно и от лжеучителя или худого человека нельзя ожидать, истинно христианских, высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. У еванг. Матфея прибавлено: по плодам, т. е. по делам, по жизни их узнаете их (Мф. 7:16), – поймете, отличите истинных от ложных, хороших от худых.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 43-44 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника

(См. Мф.7:16–18).

У евангелиста Луки связь этого изречения с предыдущим такая: ибо собственное личное нравственное совершенство человека относится к его деятельности на пользу других совершенно так же, как природа деревьев – к их плодам (ср. Мф.12:33).