Толкования на Лк. 6:46

Прп. Петр Дамаскин

Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю, — сказал Господь. Но пусть никто, безумный, слыша это и столькое еще, не подумает, что если он не будет призывать Господа, то останется неповинным, напротив, еще более будет осужден, как сказал Господь: Аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет (Лк. 23, 31). И: аще праведный едва спасается, — говорит Соломон, — нечестивый же и грешный где явится? (Притч. 11, 31).

Творения. Книга первая.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 46-49 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое

Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, а делами отрекаемся от Него (Тит. 1, 16). Если, - говорит, - Я - Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов - делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый подобен человеку, строящему дом, построившему оный на камне. Камень же, как свидетельствует апостол (1 Кор. 10, 4), - Христос. - Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, то есть гонение или искушение, река подступит к этому дому, то есть искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.

Еп. Михаил (Лузин)

Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю

См. прим. к Мф. 7:21, 24-27.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, Яже глаголю

У еванг. Матфея это выражено так: Не всякий, говорящий Мне Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, по исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). Здесь Господь прямо, без иносказания, продолжает речь о том, о чем говорил выше под образом дерева, т. е. об истинных и ложных учителях и вообще о хороших и худых людях. Выражение: взывать к И. Христу: Господи, Господи, значит признавать Его своим учителем, исповедовать веру в Него, как в Господа и Спасителя. Не всякий из таких войдет в царство небесное, т. е. получит блаженство на небе, хотя бы видимо был членом царства Христова, т. е. Церкви Его на земле; но только тот, кто, вместе с верою во Христа, всегда и во всем исполняет волю Его, выраженную в данном Им законе, именно ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную – подобно доброму дереву, приносит добрые плоды.

У еванг. Матфея тут еще прибавлено. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22-23). В тот день, т. е. в день суда, как день известный и ожидаемый (Зигаб.). Не в Твое ли имя, т. е. произнося Твое имя, по силе Твоего имени (Деян. 3:6). Пророчествовали, не в смысле только предсказания будущего, но и учительства (1 Кор. 12:10). Бесов изгоняли, т. е. исцеляли тех, которые были одержимы злыми духами (См. объясн. Лк. 4:33 ). Многие чудеса творили, т.е. производили действия необыкновенные, – такие, какие нельзя сделать одними человеческими силами или искусством, но которые совершаются сверхъестественною, божественною силою, напр., исцеление больного словом или прикосновением руки воскрешение мертвого и т. п.

Из церк. истории известно, что в начале христианских времен иные изгоняли бесов, хотя сами были людьми недостойными, ведшими жизнь неблагочестивую; демоны обращались в бегство собственно от произносимого этими людьми имени Господа Иисуса. Это совершенно возможно, потому что благодать действует и чрез недостойных: так, напр., мы освящаемся и от недостойных священников; и Иуда предатель творил чудеса (Феоф. и Злат.). На возможность таковых даров у людей недостойных указывает ап. Павел, когда говорит, что хотя бы кто имел дар пророчества и дар чудотворения, наприм. переставлял горы, но не имел любви, – существенного свойства истинного христианина, он – ничто (1 Кор. 13:1-2).

И тогда Я объявлю им: Я никогда не знал вас, т. е. не признавал за Своих, так как вы не были истинными Моими последователями, христианами (Лк. 13:27). Если и сказано Апостолом: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно – показывают веру свою в добрых делах (2Тим.2:19). О такой неистинной вере ап. Иаков пишет: Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его (Иак. 2:14)? Подобным образом и бесы веруют (Иак. 2:19). Вера, если не имеет дел, мертва (Иак. 2:17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты, что для спасения должно только веровать? Делающие беззаконие – то же, что не поступающие, по учению Христову, т. е. ведущие худую жизнь.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 46-49 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое

(См. Мф.7:21, 24–27).

Мысль, содержащаяся у евангелиста Луки, такова. Исповедание Иисуса Христа, которому не соответствует жизнь человека, не может исходить из чистого сердца и, следовательно, иметь спасительное влияние на других.