Толкования на Лк. 8:4

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 4-10 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Ныне сбылось то, что давно сказал Давид от лица Христова. «Открою, - сказал он, - уста мои в притче» (Пс. 77, 2). Господь притчами говорил по многим целям, именно: чтобы слушателей сделать более внимательными и возбудить ум их к исследованию того, о чем говорится (ибо мы, люди, обыкновенно более занимаемся прикровенными речами, и на ясные мало обращаем внимания), и чтобы недостойные не поняли того, что говорится таинственно; и по многим другим побуждениям говорит Он притчами. Вышел «сеятель», то есть Сын Божий. «Вышел» из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, Кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир сей, и через те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим. - Он вышел сеять семя «свое». Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «это говорит Господь», но: «Я говорю вам». - Когда Он сеял, то есть учил, иное семя упало при дороге. Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно упало; потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или землей доброй. - Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, то есть вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. А прочим, недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но не видят, и слышащими, но не разумеют, и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания.

Прот. Иоанн Бухарев

Разумевающу же народу многу, и от всех градов грядущым к нему, рече притчу

Притча о сеятеле и семени есть и у евангелистов Матфея (Мф.13:3-23) и Марка (Мк. 4:3-20), и изложена у всех троих почти в одних и тех же словах; только причина учения народа притчами у еванг. Луки представлена короче, чем у Матфея (Лк.8:10-17), но более сходно с Марком (Лк. 8:11-12).

Из сличения с повествованием еванг. Матфея (Мф. 13:1-2) оказывается, что это было на берегу Галилейского моря, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера, и здесь собралось к Господу столько народа, что Он сел в лодку и, отплыв немного от берега, начал учить притчами. (О море или озере чит. в объясн. Лк. 4:31).

Рече притчу (начал говорить притчею). Что такое притчи, которыми, как говорится здесь, Иисус Христос учил народ мног? Притча, это – речь не собственная, а выраженная в каких-либо образах или предложенная иносказательно, т. е. где говорится об одном, большею частию обыденном, житейском, а нужно понимать о другом, духовном. Притча – не то, что басня, где допускается много и неправдоподобного, напр, разговор животных, растений. Притча, это – род загадки. Приточная речь употребляется для того, чтобы нагляднее объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет. Притчи употреблялись и древними пророками; а во времена И. Христа они были в особенно большом употреблении, и Иисус Христос часто учил притчами, как видим в Евангелии. Учил так, потому что учение, предложенное в притчах, и понятнее, и занимательнее – понятно и для детей, занимательно для людей всякого возраста, пола и состояния. «Господь говорил притчами, пишет св. Златоуст, для того, чтобы сделать слова Свои выразительными, облечь истину в живой образ, глубже напечатлеть ее в памяти и как бы представить глазам.» Притча действует. не на один ум, но и на сердце и воображение слушателя, и потому истина, в ней предлагаемая, легче удерживается в памяти.

Притчи Христовы отличаются от всех других необыкновенною простотою, ясностию, чистотою и важностию. Содержание их по большей части заимствовано от предметов, занятий и обстоятельств обыденной жизни, что и делает их понятными для всех. Притчи относятся к Нему Самому, как Спасителю мира, к Его жизни и учению, царству или Церкви и указывают на отношение к Нему людей разного рода (Мих.). Касательно объяснения притчей, св. Златоуст замечает следующее: «в притче не нужно все объяснять по буквальному смыслу; но узнав цель, для которой она сказана, обращать сие в свою пользу, и более ничего не испытывать» (Толк, на Мф. 20:1), т. е. не всякую частную черту образа или подобия в притче непременно должно объяснять, потому что не всякая частная черта в ней имеет таинственное значение. Это мы и увидим при объяснении самых притчей.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ст. 4-8 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит

Притчу о сеятеле евангелист Лука излагает сходно с Матфеем (Мф.13:3–9) и Марком (Мк.4:1–9), но с некоторыми сокращениями.