Толкования на Лк. 8:26

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение VIII. Почему Матфей написал, что двое бесноватых предстали Господу в Гергесине (Мф. 8:28), а Лука и Марк пишут, что один (Лк. 8:26; Мк. 5:1)?

Разъяснение см. Мф. 8:28

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 26-33 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» - боязливому. Живет он в гробах, с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами. - Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов. - Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет в гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 26-27 И преидоша во страну Гадаринску, яже есть об он пол Галилеи. Изшедшу же Ему на землю, срете Его муж некий от града, иже имяше бесы от лет многих, и в ризу не облачашеся, и во храме не живяше, но во гробех

Об этом событии повествуется и у еванг. Матфея (Мф. 8:28-34) и Марка (Мк. 5:1-20); только у первого излагается оно короче, а у Марка и Луки почти в одних и тех же словах.

В страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (яже есть об он пол Галилеи). (О Галилее чит. Лк. 3:1) Так названа местность, где лежал город Гадара (Лк. 8:26) У еванг. Матфея названа она Гергесинскою (Мф. 8:28) от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собою, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, противоречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей.

«Садясь в лодку, чтобы переплыть на другую сторону озера, пишет епископ Феофан по поводу чуда укрощения бури И. Христом, думали-ль Апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Так не знаешь, как и откуда налетит беда на нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, все окружающее вдруг может превратиться в орудие нашей смерти. Отсюда закон: живи так, чтобы каждую минуту быть готовым встретиться со смертию и небоязненно вступить в ее область. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит значения того, что будет с нами после. Предай жизнь свою и все в руце Божии…».

На берег, т. е. моря Галилейского, иначе Тивериадского или Геннисаретского озера (чит. о море в объяснении Лк. 5:1). У евангел. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а св. Лука и Марк говорят об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк и Лука не исключают и другого. Предполагают (напр. бл. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, житель города Гадары, и очень страшен, и поэтому исцеление его произвело сильное впечатление и прославило И. Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания.

Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа. ((Мф. 27:44; Мк. 15:32); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем (Лк. 23:39-43). Муж, иже имяше бесы (человек, одержимый бесами). О бесноватых чит. в объясн. (Лк. 4:33).

И во храме не живяше, но во гробех (живший не в доме, а в гробах). Так как Палестина, где жил И. Христос, страна каменистая и гористая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах; иные из этих пещер были обширны. Пещеры служили для употребления разного рода. В них загоняли скот в ненастную погоду, – в такой из пещер родился Господь. Большая же часть пещер служила гробницами для умерших, почему они и названы здесь гробами. В такие пещеры удалялись люди, которым тяжело было жить в обществе других, каковы сумасшедшие и бесноватые; им нравились сии убежища по самой своей мрачности, которая соответствовала их характеру или мрачному душевному настроению. В пещерах также находили себе убежище воры и разбойники.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи

См. Толкование на Лк. 8:22