Толкования на Лк. 9:19

Блж. Феофилакт Болгарский

Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес

См. Толкование на Лк. 9:18

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 19-20 Они же отвещавше реша: Иоанна Крестителя: инии же Илию: друзии же, яко пророк некий от древних воскресе. Рече же им: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Петр рече: Христа Божия

(За) Иоанна Крестителя, воскресшего из мертвых. Так, напр., думал Ирод Антипа (Мф. 14:2) и некоторые другие. Инии Илию, друзии же, яко пророк некий от древних воскресе, так как в народе было верование, что пред явлением Мессии придет прор. Илия или Иеремия, или другой кто из древних пророков (Лк. 9:8; Мф. 17:10). То есть народ (конечно не весь) считал И. Христа за предтечу Мессии, а не за Самого Мессию.

За Христа Божия, по Матфею, Ты Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). Христос, т. е. обещанный Мессия (Чит. в объясн. Лк.2:11). Сын Бога Живаго, т. е. воплотившийся, истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо Св. Троицы (Ин.10:35; 11:27). Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам – неистинным, мертвым. Это исповедание, замечает св. Златоуст, высказал ап. Петр, как всегда пламенный, нежнолюбящий, стремительный, предупреждающий других Апостолов; но оно было общее – от лица всех Апостолов.

По Евангелию Матфея, при этом Иисус Христос сказал ап. Петру: Блажен ты, Симон, вар Иона (сын Ионин): потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, сущий на небесах. На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея (Мф.16:17-18). В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит, что на таком веровании будет основана вся религия христианская. Не плоть и кровь открыли тебе это, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание И. Христа Мессиею, истинным Сыном Божиим. Словами плоть и кровь в Свящ. писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, тогда он не стал советоваться с плотию, и кровию, т. е. с другими людьми (Гал. 1:15-16). Но Отец Мой Иже (Сущий) на небесех, т. е. истинное верование в И. Христа открыто, – внушено Петру Самим Богом. «Ты слышал голос Бога Отца в делах и словах Его Сына, как бы так говорил Господь Петру при этом. И поелику ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего тебя: как ты – сын Ионин, так и Я – Сын Моего Отца, т. е. одной сущности с Родившим». (Тр. Лист.)

«Почему Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводит учеников до того, что они исповедали Его Христом?» вопрошает св. Златоуст, и отвечает: «потому что сие и Ему тогда было приличнее, и их побуждало более верить сказанному.» Господь переименовал Симона в Петра, когда только в первый раз встретил его, приведенного к Нему братом его Андреем. Петр с греческого значит камень. Господь назвал Симона Петром – камнем, провидев твердость его характера и веры (Ин. 1:42). Теперь Господь, услышав от ап. Петра твердое исповедание Его Мессиею, Сыном Божиим, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе свое новое имя – Петр, т. е. показывает твердость веры.

На сем камени создам Церковь Мою. Церковь, – это общество людей, истинно верующих во Христа, где бы они ни были и когда бы ни жили. Так читаем мы в символе веры о Церкви Христовой: Во едину, т. е. верую, святую, соборную и апостольскую Церковь. В изречении: на сем камени созижду Церковь – Церковь представляется зданием. В основании здания обыкновенно полагаются крепкие камни (чит. (Мф. 7:24-25). В словах: на сем камени указывается тот твердый камень, на котором будет основана Церковь.

Какой же это камень? Это – та вера и то твердое исповедание И. Христа Мессиею, Сыном Бога живого, которые ап. Петр теперь высказал. Значит, что такое верование и исповедание, которое высказал ап. Петр, будет основным верованием и исповеданием всей церкви, или общества, которое создаст Господь. И врата ада не одолеют ея. Это значит, что никакие враждебные силы, даже силы самого ада или сатаны, не возмогут победить основанной И. Христом Церкви. Ад есть место пребывания злых духов или демонов и вместе с ними злых человеческих душ. Врата ада. Вратами ада здесь называются злые советы и ухищрения самого сатаны и руководимых им злых людей. Образ речи взят от обычая восточных народов – собираться у ворот города, обыкновенно укрепленных, для различных совещаний по обыкновенным делам города, для суда и расправы над виновными и т. п. У еванг. Матфея еще прибавлено: Дам тебе ключи Царства Небесного(Мф. 16:19) и пр.

Царством небесным, как было уже объяснено (Лк. 4:43), называется на земле Церковь Христова, а на небе рай. Царство Христово представляется под образом здания со входом и выходом, которые запираются и отпираются посредством ключей. Таким образом, дарование ключей царства означает дарование права впускать или не впускать в здание царства. Дальнейшие слова: Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах имеют тот же смысл, какой заключается в словах: дам тебе ключи царства небесного. То есть, этими словами Господь дает ап. Петру, а впоследствии дал и всем апостолам и их преемникам – пастырям церкви право разрешать или не разрешать грехи, и таким образом дозволять или не дозволять быть в Церкви или обществе верующих, – допускать в нее тех, которых найдут достойными, будут ли то иудеи или язычники, и закрывать и защищать врата ее от вторжения в нее тех, которые будут недостойны войти в нее – и обещается, что недозволенное ими в церкви, не будет дозволено и Богом, а разрешенное будет разрешено Богом. Такое право даруется Апостолам и их преемникам потому, что после Христа они должны быть на земле представителями Его и видимыми управителями вместо Него в церкви (Мих.).

– На словах И. Христа ап. Петру: на сем камени созижду Церковь, и дам тебе ключи царства небесного и пр., католики основывают свое мнение о главенстве ап. Петра над прочими Апостолами, а чрез него и папы, – их первосвятителя, как преемника Петрова в Риме, над всею христианскою церковию. Но в них совершенно нет основания к такому мнению. Эти слова сказаны ап. Петру, потому что он прежде всех исповедал И. Христа Сыном Божиим, между тем Апостолы все одинаково исповедали Его, и Апостолам всем равно дано право вязать и решить (Ин. 20:22-23; Мф. 18:18). И из жизни и деяний ап. Петра нигде не видно, чтобы считали его главою всей церкви. Также и Апостолы никогда не относились к ап. Петру, как к главе своей, и сам он никогда не требовал сего. «Если бы Господь сообщил Петру главенство, то как же Иаков и Иоанн после (Мк. 10:37 и д.) осмелились бы просить, чтобы Он посадил их – одного по правую, а другого по левую руку? Как апостолы могли бы спорить (a это не раз потом было), кто из них больший?» замечает один из толкователей Евангелия. Да и вообще при невидимой Главе, Самом И. Христе, совершенно излишне видимая глава – папа. «Если слово Божие знаешь, говорит святитель Московский Филарет, единую токмо Главу церкви – Христа; то по какому праву человеческое мудрование хочешь, сверх Сей Божественной Главы, дать сему бессмертному телу еще другую главу – смертную?»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес

См. Толкование на Лк. 9:18