Толкования на Лк. 9:34

Свт. Иннокентий (Борисов)

Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако

«Убояшася», ибо Сам Бог говорил некогда Моисею и другим: «не бо узрит человек лице Мое и жив будет» (Исх. 33:20); а здесь лицо сие так явно обнаруживалось в просветленном образе Богочеловека! Вера долженствовала внушать теперь другое – успокоить учеников от ветхозаветного страха: но Фаворские свидетели еще не совсем вошли в дух Нового Завета, и как сами готовы были за несколько пред тем низвести, по примеру Илии, огонь на непокоривых (Лк. 9:54), так и в Фаворском Богоявлении страшились увидеть Бога Илиина.

Беседа в день Преображения Господня.

Блж. Феофилакт Болгарский

Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако

См. Толкование на Лк. 9:28

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 34-35 Се же ему глаголющу, бысть облак, и осени их: убояшася же, вшедше во облак. И глас бысть из облака, глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте

Облако это было чудесное, оно было знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако находилось во Святом святых в еврейском храме (3 Цар. 8:10-11; Иез. 1:4, 10:4).

Осенило их, т. е. И. Христа и Моисея с Илиею, но не Апостолов, потому что Апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был слышен с неба при крещении (Лк. 3:22), только с прибавлением слов: Того (Его) послушайте, т. е. принимайте все, чему Он учит и что говорит. Слова: Его послушайте, указывают на пророчество св. Моисея о Спасителе: пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог Твой, Того послушайте (Втор. 18:15), и на то, что это пророчество исполнилось именно на И. Христе.

Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что Иисус Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира. У еванг. Матфея повествуется при сем: Апостолы пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17:6). Причина, почему так испугались Апостолы, – понятна: тут они видели И. Христа в особенном виде, чувствовали присутствие Господа в облаке, слышали Его голос и видели сошедших с неба Моисея и Илию. «И высота места, и глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое, все это повергло их в сильный трепет, и они в ужасе пали и поклонились», говорит Златоуст. О палатках для самого себя с прочими Апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако

См. Толкование на Лк. 9:28