Толкования на Лк. 10:4

Свт. Василий Великий

Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте

Вопрос. Почему Господь иногда запрещает носить с собою в дороге «ни мешка, ни сумы», а иногда говорит: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лук. 22, 36)?

Ответ. Сие объясняет Cам Господь, говоря: «должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лук.22 37). Ибо тотчас по исполнении пророчества о ноже говорит Петру: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26, 52). Посему слова: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми (αρατω)», или: (αρει, ибо и так читается во многих списках), суть не повеление, а пророчество предрекающего Господа, что Апостолы, забыв Господни дары и закон, осмелятся взяться и за мечи. А что Писание часто повелительный образ речи употребляет вместо пророчественного, сие видно из многих мест, как например: «да будут сынове его сири» (Псал.108, 9), и: «диавол да станет одесную его» (Псал.108 6), и тому подобное.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Прп. Серафим Саровский

Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни когоже на пути целуйте, то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.

Поучения.

Блж. Феофилакт Болгарский

СТ. 4-9 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Поскольку Господь намерен послать учеников с проповедью Евангелия, то говорит им: не берите ни мешка, ни того, ни сего; ибо для вас достаточно быть заботливыми о слове. А если вы будете носить мешок, очевидно, вы будете им заняты, а о слове начнете нерадеть. Иначе: поскольку вас будут питать те, коих вы будете учить, то какая вам нужда в мешке или суме, или в сапогах? Ибо наставляемые вами удовлетворят всякой вашей нужде в них. «И никого на дороге не приветствуйте». Так заповедует им для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно, получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а может быть, вступил бы в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, и таким образом апостол ниспал бы в обычные людские отношения, а о слове вознерадел бы. По указанной причине Господь и запрещает ученикам приветствовать кого-нибудь на дороге. - «В какой, - говорит, - дом войдете, сперва говорите: мир дому сему», то есть приветствуйте находящихся в доме; потом показывая, что это не простое только приветствие, а вместе и благословение, говорит: если домохозяин будет достоин, то он будет благословен, а если он обидчик и неспособен к принятию мира, если он враг и противник вашего слова и учения, то благословение не придет к нему, но к вам возвратится. - Заповедует не переходить из дома в дом, чтобы апостолы не показались чревоугодниками, не подали бы многим повода к соблазну и не оскорбили бы тех, кои приняли их в начале. «Ешьте, - говорит, - и пейте, что у них есть», то есть что предложат вам, и хотя бы то было мало и небогато, большего не требуйте. Пищу принимайте вместо награды, то есть не ищите того, чтобы вам получать пищу и плату особо, но самую пищу принимайте за награду. Смотри, как Он учеников Своих делает твердыми против бедности. Заповедует исцелять больных, находящихся в городах, для того, чтобы апостолы своими чудотворениями могли привлечь людей к проповеди. Ибо смотри, что говорит: «и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие». Ибо если вы прежде исцелите, а потом станете учить, проповедь ваша будет благоуспешна, и люди уверуют, что до них достигло Царствие Божие. Ибо они не были бы исцелены, если б не совершила сего некоторая Божественная сила. Да и к больным тогда приблизилось Царство Божие, когда они по душе исцелены. Ибо оно далеко от больного, над которым еще царствует грех.

Прот. Иоанн Бухарев

Не носите влагалища, ни пиры, ни сапог: и ни когоже на пути целуйте

Не носите влагалища (мешка) и пр. Эти слова Господь тоже говорил и 12-ти Апостолам (Лк. 10:3). В них Иисус Христос внушает Апостолам, чтобы, идя на проповедь, они не брали ничего с собою в запас. Господь указывает (Лк. 10:7) и причину, почему не должно делать этого: трудящийся достоин награды, по Матфею (Мф. 10:10) пропитания.

Никого-же на пути целуйте (не приветствуйте). Такое наставление дано было пророком Елисеем Гиезию, ученику и слуге его, когда он посылал его с жезлом своим воскресить отрока (4 Цар. 4:29). Блаж. Феофилакт таким образом объясняет это наставление Христово: «так заповедует Господь Апостолам для того, чтобы они не занимались людскими приветствиями и ласками и чрез то не полагали бы препятствия делу проповеди. Ибо, вероятно, получивший приветствие ответил бы и сам приветствием, а быть может вступил бы и в продолжительный разговор, как обыкновенно делают спутники, особенно на востоке, а потом, как бы уже подружившись, заговорился бы о чем-нибудь еще более, а о слове вознерадел.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте

См. также Толкование на Мф. 10:10.

«Никого на дороге не приветствуйте». Это замечание евангелиста Луки указывает не на поспешность, с которой 70 должны совершать свое дело и которой мешают длинные восточные приветствия (см. у еп. Михаила), а только на то, что предложение мира или спасения должно совершаться не на пути, кое-как, так сказать, мимоходом, а серьезно и внимательно, после того как двое апостолов взойдут в дом и там войдут в тесные отношения с хозяевами дома.

Митр. Иларион (Алфеев)

Никого на дороге не приветствуйте

Обычай приветствовать встречных путешественников до сего дня широко распространен на Ближнем Востоке. Отказ от этого обычая следует понимать в общем контексте призыва к целеустремленному миссионерскому странствованию. Не приветствовать никого на пути — значит не отвлекаться на посторонние предметы, не вступать в разговоры со случайными прохожими: все общение с людьми должно быть подчинено цели, ради которой Иисус посылает учеников в мир. Уместно вспомнить то, что пророк Елисей сказал своему слуге Гиезию, когда узнал о смерти сына вдовы в Сонаме: Опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему (4Цар. 4:29).

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 1.