Толкования на Лк. 11:23

Свт. Кирилл Александрийский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

Быть Христу вне дома Своего ради нечестия преследователей и переселиться к галилеянам – разве это не есть очевидное отдание Им Своей души в руки врагов ее? Враги Христу язычники как рабствующие другому (господину) и поклоняющиеся твари вместо Творца, потому что еще не приняли веры в Него. Также и этому научит ясно Сам Он в словах: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11:23). Но всякий, думаю, скажет, что прежде истинного Богопознания и веры язычники не суть со Христом, следовательно, они были против Него и потому находились в ряду врагов. Если же это так и для всех очевидно, то у израильтян господствовала такая мерзость, что вращаться среди врагов оказывалось (для Христа) гораздо лучше и жить с теми, с кем всего менее подобало, приятнее, чем, как это следовало бы и было бы более прилично, у сородичей по плоти, в качестве таковых долженствовавших даже любить Его. Таким образом, весьма справедливо переселялся Христос к язычникам, как бы уже самим делом говоря, что если они не перестанут преследовать и своим безумием останавливать Благодетеля, то совсем отдаст Себя внешним и к язычникам переселится Христос.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.

Свт. Тихон Задонский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

Кто со Христом? Тот, кто имеет с Ним единое сердце, единую мысль, единую волю, единый дух, как учит апостол, чтобы мы мысль свою сообразовали воле Христовой и мысли Его: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Кто же против Христа? Тот, кто против воли Его, мысли и определения поступает. Всякий же христианин беззаконный, к миру сему прилепившийся и в нем все свое утешение полагающий, — противник Христов. Ибо как от грехов, так и от любви мира сего учением Своим и делом отводит нас Христос. Читай Евангелие Его и апостолов Его послания, и уразумеешь это. Поэтому увещевают нас апостолы: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:19-21). Страшно противиться Тому, Который душу и тело погубить в геенне огненной может. Бесстыдно не покоряться и не слушать Того, Который за спасение наше не пощадил Себя, но Себя на смерть, как жертву благовонную, за грехи наши предал.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.

Свт. Лука Крымский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

На слова: Кто не собирает со Мною, тот расточает.

Кто не собирает со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Надо понять эти слова Христовы, ибо велико значение их. Надо, чтобы все мы были со Христом, чтобы все собирали вместе с Ним и не расточали.

Что значит быть со Христом? Быть со Христом значит быть едино с Ним, быть другом Его, быть близким Ему, это значит стяжать ум Христов, это значит хотеть и стремиться только к тому, что велел Господь Иисус Христос.

Надо, чтобы все помышления, все желания наши направлялись к тому, чему учит Господь, надо, чтобы все наши помыслы сосредоточились не на земном, а на жизни вечной, надо, чтобы все действия наши соответствовали тому, что говорит Господь Иисус Христос в Своих святых заповедях.

Надо, чтобы всё душевное устроение наше было таким, как желает Господь. А об этом душевном устроении говорит Господь в Своих девяти заповедях блаженства. Надо, чтобы были мы смиренными, нищими духом, плачущими, чтобы были кроткими, алчущими и жаждущими правды, были милостивыми, чистыми сердцем, чтобы были миротворцами, были гонимы за имя Христово, если выпадет на долю нашу это счастье, были бы всегда готовы без всякого смущения, даже с радостью принять все поношения, все хуления, все издевательства за имя Его.

Если таково устроение ума нашего, воли нашей, всего разумения нашего, если всё это будем накапливать в сердце нашем, сможем мы тогда сказать, что мы с Ним, со Христом, тогда будем мы собирать вместе с Ним и не будем расточать. А что значит собирать, что значит расточать? Собирать вместе с Ним — значит собирать то, что угодно Ему. Если мы будем все блага жизни, доступное нам богатство собирать для себя — чтобы тратить на себя и семью свою, чтобы жить хорошо и пышно и составить наследство детям своим; если так будем жить, — то это будет расточение.

Ибо тот, кто не в Бога богатеет, кто не с Богом собирает, тот только расточает и на Страшном Суде, в вечной жизни окажется нищим, ничего не имеющим, всё расточившим и ничего не собравшим для Христа.

Собирать для Христа значит собирать для тех, в лице которых предстоит Господь Иисус Христос, прося нашего милосердия, ибо когда оказываем милосердие одному из меньшей братии Его, из обремененных горем и нуждой, оказываем милосердие Самому Господу Иисусу Христу. Мы тогда собираем достояние не для себя, не в себя богатеем, собираем для того, чтобы эти жертвы предшествовали нам, когда уйдем из жизни, чтобы святые ангелы понесли на золотых блюдах все наши добрые деяния, добрые побуждения, добрые мысли и слова впереди нас к Престолу Божию. Эти сокровища, собранные во имя Его, для Него, откроют нам путь, светлый путь в жизнь вечную, дадут радость великую. Вот что значит собирать со Христом.

Я до сих пор говорил о благах материальных, но есть люди, которые заняты всю жизнь собиранием не этих благ, которые всю жизнь собирают знания, заняты исканием научной истины. О них что скажем, собирают ли они со Христом?

Нет, занимаются они своим делом совсем без Христа, не призывая Его святого имени на помощь в деле своем, ибо такие люди не веруют в Него, упование возлагают на собственную мудрость свою, на силы свои, на свою волю. Думают найти истину без Христа. Они много работают, чрезвычайно много собирают знаний, но собирают не со Христом, а Господь сказал: кто не с Ним собирает — расточает.

Что же расточает такой человек? Драгоценные сокровища своей души: то, что единственно потребно, всё то, что угодно Богу. Веры он не углубляет, надежды не умножает, любви не стяжает, ибо в научных знаниях нет источника любви. Тот, кто занят собой, кто полагается на себя, тот не имеет истинной надежды в ее высшей форме, надежды на Бога. Кто занят стремлениями жизни своей без Христа, расточает всё, что мог бы иметь. Кто не со Христом — тот против Него. Страшные слова: «Быть против Христа — быть врагом Его». А что может быть гибельнее и страшнее для человека, чем попасть в число врагов Христовых?

Есть только два пути: один направо, другой — налево. Направо путь указанный Господом, путь налево — путь, отводящий от Него. А Он есть Путь, Истина и Жизнь, и если не идем направо за Ним, по пути, который Он нам указал, — следовательно, отходим от Него. Противоположен Христу Антихрист. Идя налево — идем за Антихристом. Среднего пути нет. Надо избрать один путь: надо идти направо, за Господом Иисусом Христом, быть вместе с Ним.

Надо собирать великие сокровища духовные со Христом, с Его благодатной помощью. Идущие другим путем расточают все эти сокровища, умножают самомнение свое, свою самонадеянность, гордость свою, а гордость — основное свойство диавола. Кто не идет за Христом, неизбежно, хотя люди этого не понимают, идет за диаволом.

Этого убойтесь, убойтесь того, чтобы не стать врагом Христовым, убойтесь того, чтобы не расточать духовные сокровища, собрать которые да поможет вам Господь наш Иисус Христос, Ему же Слава и Держава, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом.

Спешите идти за Христом. На слова: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».

Прав. Иоанн Кронштадтский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

А диавол очевидно не был в содружестве с Господом, да и не мог быть.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

См. Толкование на Лк. 11:21

Прот. Иоанн Бухарев

Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает

Эти слова И. Христа суть вывод из мнений фарисейских, что Он изгоняет бесов будто бы силою диавола. Ими как бы так говорит Господь: «Я пришел на землю для того, чтобы привести людей к Богу, научив их вере и добродетели. Поэтому кто из знающих и слушающих Мое учение не становится на Мою сторону, тот враг Мне, хотя бы и не делал ничего враждебного Мне, враг же потому, что не действует в Мою пользу; тем более делается врагом тот, кто каким бы то ни было образом противодействует Мне.» Таковыми и были не хотевшие веровать во Христа сами и противодействовавшие вере народа в Него, фарисеи. Таковыми бывают и те из христиан, которые равнодушно относятся к своему собственному спасению и ко спасению своих ближних.

Епископ Феофан по поводу слов Господа: Когда сильнейший нападет и пр. пишет: «Эти слова объясняют, как Господом разоряется власть бесовская над нашими душами. Пока душа во грехе, ею владеет злой дух. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою, покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого человека. И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа удаляется от Господа, тогда бес опять нападает и одолевает ее, и бывает ей бедной хуже, чем прежде.»

– Как согласить слова Господа, сказанные в настоящем случае Апостолам: Кто не со Мною, тот против Меня и ранее, в другом случае, вообще: кто не против вас, тот за вас (Лк. 9:50)? В одном из дух. журналов это разрешается так: второе изречение сказано о тех, кои не разоряют дела Божия, стараются даже сами подражать истинным посланникам Христовым, хотя и не имеют искреннего желания споспешествовать вере. Первое же изречение направлено против явных врагов Христовых – фарисеев, кои учили совсем противному, нежели Сам Христос и Его Апостолы, и составляли для себя и для других свое самодельное спасение. Нельзя устроить спасение без Спасителя, нельзя дать другому жизни, не заимствовав ее от Источника жизни. Кто без И. Христа думает спасать других, тот не спасает, а погубляет (Ин. 15:5).

Итак, напрасно нравоучитель – философ стал бы хвалиться, что он, проповедуя рационализм (веру в один разум), хотя другим путем, но приводит к той же цели, как и Евангелие. Но пусть и философия, путем разума, показывает нам нужду спасения чрез веру Христову, пусть даже исследует истины нашей веры, только бы исследование ее было, беспристрастное и здравое: оно не повредит истине Божией, которая не боится исследований разума. Философия в таком случае не против нас, а по нас есть.» (Воскр. Чт. 7 г.)

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

См. Толкование на Лк. 11:14